Стратегия дифференциации
Страте́гия дифференциа́ции, один из вариантов осуществления стратегии компании, реализуемой на уровне отдельного продуктового рынка. Она основывается на производстве и продаже товаров, услуг или продуктов, чьи свойства и характеристики отличаются от аналогичной продукции, производимой конкурентами. В соответствии с этими особыми (дифференцированными) свойствами компания назначает ценовую премию на свои продукты.
Если для потребителей отличительные свойства продукции оказываются более важным фактором, чем экономия средств на приобретении товара или услуги, они соглашаются заплатить требуемую ценовую премию за дифференцированный продукт. В этот момент стратегия дифференциации получает признание со стороны рынка.
Применяя стратегию дифференциации, компании одновременно стремятся усилить свою конкурентоспособность и улучшить финансовые результаты своей деятельности. Первая цель достигается за счёт особых свойств и качеств продукции, выгодно отличающих её – в восприятии потребителей – от аналогичной продукции конкурирующих фирм. Вторая цель достигается посредством увеличения рентабельности продаж и отдачи на вложенные инвестиции, что является отражением повышенной цены (ценовой премии), устанавливаемой на дифференцированный продукт.
Примером применения стратегии дифференциации может являться ситуация на косметическом рынке, где, наряду с продукцией для массового рыночного сегмента, существуют селективные линии косметики. Предполагается, что эти линии содержат продукцию, обладающую более привлекательными свойствами, чем более дешёвые косметические продукты. Например, компания L’Oréal, выпускающая большое количество косметических товаров для массового рынка, производит также дифференцированную продукцию под брендом Helena Rubinstein. Особые свойства этой косметической продукции, позитивно воспринимаемые покупателями, побуждают их уплачивать ценовую премию, отражающую эти дифференцированные характеристики. Таким способом компания L’Oréal реализует стратегию дифференциации, характеризующую присутствие линии продуктов Helena Rubinstein на косметическом рынке.
Ещё одним примером успешного осуществления стратегии дифференциации служит компания Whole Foods Market, являющаяся крупнейшим в мире ритейлером, специализирующимся на органических и натуральных продуктах питания. Пищевые продукты, представленные в этой сети, не могут содержать генно-модифицированные компоненты, а также стабилизаторы, эмульгаторы, искусственные красители и целый ряд других химических веществ. При этом органические или натуральные свойства продуктов удостоверены независимыми организациями, которые призваны подтверждать соответствие состава и качества продукции заранее установленным критериям.