Стесихор
Стеси́хо́р (Στησίχορος, буквально – «установитель хора»; возможное настоящее имя Тисий, Τεισίας) (около 630 до н. э., Сицилия или Южная Италия – около 555 до н. э.), древнегреческий поэт.
Мог быть связан с пифагореизмом. Писал на поэтическом дорийском диалекте. Прославился как автор хоровой (торжественной) мелики, излагал эпические предания в лирических композициях значительного объёма, сопоставимых с современными кантатами, исполнявшихся обычно хорами во время полисных религиозных праздников (возможно и сольное исполнение). Адаптировал старые мифы к новым этическим и эстетическим нормам. Перипатетик Хамелеон (4–3 вв. до н. э.) утверждал, что Стесихор пересказывал не только Гомера, но и Гесиода, Архилоха, Мимнерма и Фокилида.
Поэзию Стесихора высоко ценили в античности. В эллинистический период Стесихор был включён в канон девяти лучших лирических поэтов; издания его поэм состояли из 26 книг. Наследие утрачено в Средние века (сохранилось несколько цитат), однако во 2-й половине 20 в. были открыты значительные фрагменты на папирусах.
Известны 15 поэм; сюжет может быть полностью восстановлен только для одной – «Песни о Герионе» («Γηρυονεΐς»), о похищении Гераклом коров Гериона. С Гераклом связаны поэмы «Кербер» («Κέρβερος») и «Кикн» («Κύϰνος»). Мифам о Троянской войне посвящены поэмы «Елена» («‘Ελένη», стала источником 18-й идиллии Феокрита), «Елена, или Палинодия» («‘Ελένη, Παλινῴδια», в 2 книгах; легла в основу трагедии Еврипида «Елена»), «Разрушение Трои» («’Ιλίου Πέρσις»), «Деревянный конь» («῞Ιππος Δούρειος»), «Возвращение» («Νόστοι»). Об основании Фив рассказывалось в «Песне о Европе» («Εὐρωπαῖα»); о походе «семерых против Фив» – в поэме «Эрифила» («’Εριφύλα») и в безымянной поэме на «Лилльском папирусе». Другие поэмы: «Погребальные игры по Пелию» («Ἆθλα ἐπὶ Πελίᾳ», рассказ об аргонавтах), «Скилла» («Σϰύλλα», вероятно, сицилийское предание о превращении женщины в морское чудовище), «Охота на вепря» («Συοθῆραι»), «Орестея» («’Ορέστεια», в 2 книгах; вероятно, послужила источником одноимённой трилогии Эсхила).
В сохранившихся фрагментах преобладает дактилический ритм. Стесихору приписывались музыкальные новации и введение 3-частной строфической структуры (строфа, антистрофа, эпод).