Социология любви
Социоло́гия любви́, социологическое направление, исследующее любовь как сложное биосоциокультурное явление, которое находит выражение в определённом эмоционально-психологическом состоянии, поведенческих паттернах и социальных отношениях. Любовь как сильная физическая и эмоциональная привязанность к кому-либо или чему-либо представляет собой одну из высших человеческих ценностей и духовную потребность.
Социология любви – новое исследовательское направление, которое сформировалось на рубеже 20–21 вв. По мнению некоторых специалистов (Евсеева. 2017; 2018), пока преждевременно говорить об окончательно утвердившейся субдисциплине с таким названием, скорее, можно отметить впечатляющий рост числа социологических исследований, посвящённых феномену любви. Социология любви содержательно близка таким областям социологического знания, как социология семьи, социология эмоций, социология духовной жизни, социология интимности, социология сексуальности, гендерная социология, но, несомненно, у социологии любви есть собственный специфический предмет интереса. В зависимости от ракурса, под которым рассматривается феномен любви, это явление можно анализировать как индивидуальную эмоцию, общечеловеческую ценность или социальную норму, особый социальный институт, выполняющий функцию «социального клея», выражение идеологии и пр. Социология любви в той или иной мере изучает все эти аспекты.
Представления о любви как об одном из сложнейших социальных феноменов менялись на протяжении истории человечества. В Античности выделяли несколько видов любви: эрос (страсть, эротическое влечение), филия (душевное родство), агапе (бескорыстная, жертвенная любовь по отношению к близким или в религиозной традиции – к Богу) и сторге (сильная привязанность, семейно-родственная любовь). Для средневековой Европы был характерен феномен куртуазной любви, основанный на представлениях о романтической любви как возвышенном чувстве к Прекрасной Даме. Куртуазная культура оказала положительное влияние на развитие современных взглядов о любви, внеся вклад в процесс гуманизации межполовых отношений. В эпоху поздней современности произошла трансформация романтической любви в постромантическую, «текучую» и изменчивую, а представления об обретении единственной «вечной любви» сменились гедонистическими идеями о комфортных межпартнёрских отношениях «здесь и сейчас».
Несмотря на то что до недавнего времени тема любви не представляла особого интереса для социологов и изучалась в рамках других социогуманитарных наук (философии, психологии, этики, социальной антропологии и пр.), социальный характер любви никогда не отрицался обществоведами. Классики социологии в большинстве своём не стремились к описанию любви как комплексного явления. На этом фоне выделяются исследования П. А. Сорокина, посвящённые амитологии – разработанной им науки о любви, дружбе и альтруизме (Sorokin. 1954). Определённый вклад в социологическое изучение феномена любви внесли М. Вебер и Т. Парсонс. Первый (Weber. 1920) анализировал формы «братской любви» в религиях, проповедующих идеи искупления и спасения, второй (Parsons. 1943) фокусировался на изучении нуклеарной семьи и видел в современной романтической любви важные функции сохранения семьи без внешнего давления со стороны традиционной родовой общины.
На рубеже 20–21 вв. феномен любви стал предметом более пристального внимания социологов, что прежде всего было вызвано необходимостью осмысления особенностей общества позднего модерна. Подвижная социальная реальность эпохи постмодерна значительно трансформировала образ жизни и характер межличностных отношений (в том числе романтических) современных людей. Одним из первых, кто откликнулся на эти изменения, был Э. Гидденс (Giddens. 1992), предложивший понятие «конфлюэнтной любви» (от англ. confluent – сливающийся), для которой ценен прежде всего сам факт существующих в данный момент отношений между партнёрами, ничем формально не обусловленных и не ограниченных. Эта концепция созвучна идеям З. Баумана (Bauman. 2003), который в рамках исследований «текучей современности» сфокусировался и на проблематике любви. Личность эпохи постмодерна, по Бауману, – это новый кочевник, свободный от традиционных связей и стремящийся получать удовольствие во всех сферах жизни – работе, досуге, семейных и сексуальных отношениях.
Тема трансформации феномена любви в условиях тотальной неопределённости освещается и в работах современного израильского социолога эмоций Е. Иллуз (Illouz. 1997; 2012). По её мнению, свойственные сегодняшнему обществу «контрактные» и быстроменяющиеся правила взаимодействий между людьми особым образом влияют на специфику любовных отношений и переживаний. А. Хохшильд (Hochschild. 1983) пишет о характерной для капиталистических социумов тенденции коммерциализации эмоций и необходимости для современного человека выполнять сложную эмоциональную работу в межличностных (в том числе любовных) взаимодействиях. В книге Р. Белла и его коллег «Привычки сердца» (Habits of the heart. 1985) на основе данных эмпирических исследований затрагивается вопрос о возможности совмещения в США традиций индивидуализма и религиозности, моральных и либеральных ценностей. В то же время, по мнению У. Бека и Э. Бек-Герншейм (Beck. 1995), любовь не утратила своей ценности и для современного человека: искреннее чувство в нестабильном, наполненном хаосом мире становится способом личностного самовыражения и единения с тем, кого любишь. В свою очередь, для Н. Лумана (Luhmann. 1982) любовь представляет собой меняющийся со временем, символически обобщённый коммуникативный код, призванный упорядочить социальный мир.
Среди отечественных исследователей, внёсших существенный вклад в социологическое осмысление любви, семьи и брака: С. И. Голод (Голод. 1984), И. С. Кон, А. Г. Харчев (Харчев. 2003), Т. А. Гурко (Гурко. 2010), А. И. Антонов, В. М. Медков и др. Результаты проведённых в нашей стране эмпирических социологических исследований позволили учёным выявить связь между любовью и качеством брака, удовлетворённостью супружеством.
Проблематика современных социологических исследований, посвящённых феномену любви, чрезвычайно широка. Сформировавшиеся в 21 в. представления о любви сложны, динамичны и разнообразны; их содержание обусловлено множеством социальных и индивидуально-личностных факторов. Например, среди тем, которые ныне интересуют социологов любви, можно выделить следующие: любовь как необходимое или, наоборот, необязательное условие при вступлении в брак (Sprecher. 2017), проявление гендерного неравенства в романтических и сексуальных отношениях (Dalessandro. 2017), трансформация любовных отношений под воздействием социальных медиа (см., например: Hobbs. 2017; Bergström. 2016; Love in the Middle East. 2016), отражение новых паттернов романтического поведения в современной культуре (Scheff. 2011) и т. п. Очевидно, что эти и другие проблемы нуждаются в дальнейшем всестороннем изучении.