Нравы
Нра́вы, устойчивые, повседневно практикуемые стандарты поведения и формы взаимоотношений людей в том или ином сообществе. Нравы складываются стихийно и усваиваются непосредственно, большей частью через бессознательные механизмы, что не исключает целенаправленного воздействия на их формирование через образование, воспитание, средства массовой информации, идеологические процедуры и т. д. Они характеризуются упорядоченностью, постоянством, сопоставимыми с закономерностью природных процессов, и являются по отношению к отдельным индивидам таким же внешним и объективным фактором, как, например, климат и т. п. Нравы поддерживаются силой привычки и санкциями, которые сводятся к многообразному общественному давлению (в предельном случае – к отлучению от сообщества).
Нравы фиксируют включённость индивидов в коллективную жизнь, выражают и поддерживают своеобразие той общности, устойчивой группы людей, в которой они культивируются. Нравы регулируют поведение на людях и держатся прежде всего на соображениях чести и приличия, которые всегда имеют конкретный характер. Нравы различаются по сословиям (например, аристократические, купеческие), регионам (например, городские, сельские), профессиям (например, студенческие, бюрократические), административным единицам (например, столичные и провинциальные), возрастным группам (например, подростковые, старческие) и т. д. Во всех обществах именно нравы определяют формы приветствия, поведение в стандартных ситуациях (за столом, в гостях, театре и т. д.), внешний вид (одежда, украшения и т. п.), схемы поведения в связи с важнейшими жизненными вехами (рождение, смерть, брак), отношения между полами, поколениями, знаки учтивости и т. д.
Соединяя людей общими привычками, стандартами, нравы обеспечивают их защищённость, удерживая на безопасном расстоянии друг от друга и ограждая тем самым сферу приватной жизни каждого в отдельности. Мера жёсткости, с которой индивиды включаются в коллективную жизнь общества, различна в разных культурах и в разные эпохи. Общая тенденция исторического развития состоит в индивидуализации общественного поведения, постепенном освобождении индивидов от внешних пут, регламентирующих рисунок их жизни. Нравы при этом не исчезают, они становятся свободнее и тем самым прочнее. Так, современная мода стала намного более раскованной и динамичной, чем в прошлые эпохи, однако её власть над людьми не уменьшилась, если не возросла: ситуация широкой индивидуальной свободы в вопросах моды парадоксальным образом приводит к тому, что человеку труднее бросить ей вызов, когда само отступление от моды становится её частью.
Нравы составляют первичную основу, фундамент общественной дисциплины, которая получает продолжение в институционально оформленных практиках (нравственной, юридической, административной и т. д.). Последние базируются на нравах и оказывают обратное воздействие на них. Нравы являются предметом научного исследования в различных гуманитарных и социальных науках (этнологии, этике, социологии, культурологии и др.), в каждой под своим углом зрения.
Особой проблемой является соотношение нравов и нравственности. Существует традиция рассмотрения нравов как реальной нравственности в отличие от декларируемой или как её объективированного общественного выражения в отличие от её укоренённости в субъективном мире личности. Так, Г. В. Ф. Гегель видел в нравах нравственность в её непосредственном существовании, тогда как О. Шпенглер, наоборот, резко противопоставлял их: «Нравы – это не то, что истинно, но просто есть… В противоположность им мораль никогда не является действительностью… но является вечным требованием, нависающим над сознанием» (Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2. Москва, 1998. С. 358). Всякое сообщество, считая свои нравы образцовыми, склонно придавать им нравственный смысл и апеллировать для их оправдания к этике, тогда как нравственность предполагает критическое осмысление, преодоление и расширение существующих нравов: люди, открывавшие новые нравственные горизонты, как правило, находились в конфликте с нравами своей среды и эпохи.