Словакия. Театральное искусство
Театра́льное иску́сство Слова́кии. Театральная традиция в Словакии корнями связана с творчеством бродячих сказителей и исполнявших фарсы менестрелей. С 15 в. комедианты и ваганты принимали участие в мистериях. Первое упоминание о театральном представлении относится к 1439 г., когда в Братиславе школьниками было разыграно пасхальное действо. Театр развивался под влиянием иезуитов (школьные представления давались на латинском и немецком языках), а также немецкоязычных, венгерских и итальянских гастролёров и чешской культуры.
Первый публичный спектакль на словацком языке состоялся в 1830 г. в Липтовски-Микулаше: любительский кружок показал комедию «Коцурково, или Как бы нам в дураках не остаться» («Kocúrkovo alebo len aby sme v hanbe nezostali») Я. Халупки (Ján Chalupka), что дало импульс возникновению в последующие десятилетия любительских кружков в городах Субиттишти, Левоча, Мартин и др. Их деятельность способствовала становлению профессионального театрального искусства, развитию национальной драматургии. Наиболее значимые авторы этого периода: Я. Паларик, Й. Заборский, П. Гвездослав. Основным направлением в драматургии конца 19 – начала 20 вв. стали реалистические драмы Й. Тайовского на деревенские сюжеты с выразительными характерами. Жанр социальной комедии развивал И. Стодола.
Новый этап развития театра начался после образования Чехословацкой республики (1918). Значительно влияние чешских авангардных коллективов – «Освобождённого театра» (Oslobodené divadlo, 1925), «Д-34» (D34, основан в 1933), а также группы артистов Московского Художественного академического театра во главе с В. И. Качаловым, гастролировавшей в Словакии в 1921 г.
В 1920 г. в Братиславе создан Словацкий национальный театр (Slovenské národné divadlo), включавший оперную, балетную и драматическую труппы. Основу драматической труппы составили актёры восточночешского театра из г. Пардубице. Артисты театра – Я. Бородач, А. Багар, Г. Келло, О. Орсагова, Г. Меличкова. До 1932 г. спектакли шли преимущественно на чешском языке, позднее параллельно с чешской образовалась словацкая труппа. В 1930-х гг. здесь работали режиссёры-авангардисты Й. Будский и Я. Ямницкий. Труппы под названием «Словацкий театр» основаны в Кошице (1924) и Прешове (1944), в Мартине с 1944 г. работает Словацкий камерный театр.
В 1948–1956 гг. заметно влияние советского театра: широко ставились пьесы М. Горького, В. В. Вишневского и др. В 1952 г. в Комарно организован Венгерский областной театр (Mad'arské oblastné divadlo, в 1990 переименован в «Йокай театре», Jókaiho divadlo). С 1969 г. в Кошице работает венгероязычная труппа «Талия» (Thália, основана как филиал Венгерского областного театра, с 1990 самостоятельный коллектив). В 1945 г. в Прешове сформировался Национальный украинский театр, с 1954 г. основой труппы стал профессиональный фольклорный ансамбль песни и танца, в 1990 г. театру присвоено имя А. Духновича. В 1992 г. в Кошице возникла цыганская театральная труппа «Роматхан» (Romathan).
В 1968–1971 гг. в Братиславе действовал организованный выпускниками Академии исполнительских искусств (Vysoká škola múzických umení, основана в 1949) независимый «Театр на площади» (Divadlo Na korze), которым руководили драматург М. Порубьяк, В. Стрниско и М. Пьетор (оба – драматурги и режиссёры). Из этой труппы вышли актёры нового поколения: М. Хуба, М. Вашариова, М. Лабуда, М. Кназко (Княжко), М. Ласица и др. Основой репертуара стали пьесы абсурдистов Э. Ионеско, С. Беккета, С. Мрожека, а также комедии А. Н. Островского, Н. В. Гоголя. В 1960–1970-х гг. в Словацком национальном театре работал режиссёр Т. Раковский, чьи постановки отличались новыми философскими трактовками классики: «Пер Гюнт» Г. Ибсена (1979) и др. Эти годы в драматургии связаны с психологическими пьесами И. Буковчана и О. Заградника.
В 1980 г. в режиссуру пришло молодое поколение (Й. Беднарик, Л. Вайдицка и др.), на основе классических драматургических текстов создававшее спектакли о проблемах современности со множеством параллелей и аллюзий. В г. Трнава в театре «Диск» (Divadlo Disk v Trnave, основан в 1955) в 1987–1993 гг. режиссёр Б. Ухлар (Blaho Uhlár) разрабатывал новейшее направление – «политематическое разложение» («polytématickej dekompozície»). В основе спектаклей нет драматургического материала, это этюды о сложном эмоциональном состоянии современного человека: «Где север?» (1987), «Что?» (1988); проекты начала 1990-х гг. не имели названий.
Тенденции децентрализации театрального искусства наиболее заметно проявились в деятельности Радошинского наивного театра (Radošinské naivné divadlo, RND), созданного в 1963 г. в селе Радошина, в 1970–1978 гг. играли в Радошине (в Молодёжном центре) и в Братиславе; с 1980 г. – в Братиславе, под руководством актёра и драматурга С. Штепка. С 1995 г. работает Театр пассажа (Divadlo z Pasáže) в Банска-Бистрице.
В 1990-х гг. начинается расцвет независимых театров. В 1990 г. актёры Л. Грегор и З. Фуркова открывают театр «Асторка Корзо ’90» (Divadlo Astorka Korzo ’90), который продолжает идеи братиславского «Театра на площади». Среди созданных в начале 1990-х гг. театральных коллективов: театр «Стока» (основан в 1991), театр антрепризного типа «а.ха» (a.ha, основан в 1991). В режиссуру пришло новое поколение, искавшее яркие формы выражения и осуществлявшее эксперименты со сценическим пространством. Среди режиссёров: С. Спрушанский (Svetozár Sprušanský), Р. Баллек (Rastislav Ballek), М. Чичвак (Martin Čičvák).
После смены правительства в 1998 г. надежды на государственную поддержку не оправдались, развитие независимых театральных коллективов приостановилось из-за сложной политической ситуации и культурных реформ, но экспериментальные театры стали гастролировать и находить признание в европейских странах. Театр «СкРАТ» (SkRAT) создан в 2000 г. в Братиславе, в основе театрального существования актёров лежит импровизация, главные темы спектаклей – проблемы человеческих отношений, культурная политика, актуальная политическая ситуация. Л. Керата в 2001 г. основал труппу «Мой экспериментальный театр» (Moje experimentálne divadlo, MED), где ставит пьесы собственного сочинения («О, архитектор», 2002, «Экспромт», 2007, и др.)
Среди независимых экспериментальных сцен: Театр Петра Рашева в Старом городе (Staromestské divadlo Petra Raševa, с 1997 в г. Кошице), кукольный театр «Нелине» Нелы Душовой (Teátro Neline Nela Dušová, 1994) в деревне Будмерице, театр «Пуотонь» в деревне Батовце (Divadlo Pôtoň, 2000), «Театр напротив» в г. Сеница (Divadlo oProti v Senici, 2003) и др.
Театр рубежа 20–21 вв. развивается в русле современных европейских тенденций: преобладают яркие визуальные образы, используются видеопроекции и агрессивные средства выразительности. Современные независимые театры обычно используют коллективный метод создания постановок, в ходе которого каждый актёр становится соавтором спектакля. Важно также частое использование музыки как основного драматургического элемента. Один из самых популярных театров Словакии «ГУнаГУ», созданный в 1985 г., ориентируется на молодёжную публику.
В работах драматурга и режиссёра К. Хорика, начинавшего деятельность в студенческих театрах, присутствуют элементы биомеханики В. Э. Мейерхольда, он пишет пьесы, но в своих постановках тяготеет к невербальным средствам выражения. Среди режиссёров: Д. Вицен, Я. Крофт, З. Балаж, Д. Гомбар.
В городах работают театры: в Кошице – Государственный театр (Národne divadlo Košice, здание театра открыто в 1899), Театр кукол (Bábkové divadlo, 1959) и другие; в Прешове – драматические театры имени Й. Заборского (Divadlo Jonáše Záborského, 1944), имени А. Духновича (Divadlo Alexandra Duchnoviča, 1945); в Жилине – Жилинский театр кукол (Bábkové divadlo Žilina, 1961) и Жилинский городской театр (Mestetske divadlo Žilin, драматический, 1992).
С 1961 г. в Братиславе работает Театральный институт (Divadelný ústav), который занимается изучением словацкого театра и драматургии, является соорганизатором Фестиваля современной словацкой и мировой драматургии «Новая драма» (Nová dráma).
С 1992 г. проходит Международный театральный фестиваль «Театральная Нитра» (в Театре Андрея Багара в г. Нитра; Medzinárodný festival Divadelná Nitra).