Штраус Бото
Штра́ус Бо́то (Botho Strauβ) (род. 2.12.1944, Наумбург), немецкий драматург и прозаик.
Родился в семье химика-фармацевта. В 1950 г. переехал из Наумбурга в Западную Германию. Учился в классической гимназии в г. Бад-Эмс (1953–1964). Изучал германистику, историю театра и социологию в университетах Кёльна и Мюнхена (1964–1967, не окончил; диссертация «Томас Манн и театр» не завершена). В статьях 1967–1970-х гг. для журнала Theater heute («Театр сегодня»), в которых заметно влияние Т. Адорно, тяготел к теоретическому осмыслению театра. В 1970–1975-х гг. сотрудничал с П. Штайном в берлинском театре «Шаубюне» («Schaubühne») как ассистент и заведующий литературной частью. Адаптировал для сцены пьесы Г. Ибсена, Г. фон Клейста, Э. Лабиша, М. Горького. Тогда же начал писать драматургические и прозаические произведения.
Значительное воздействие на писателя оказали немецкие романтики (Новалис, Г. Клейст) и А. П. Чехов. Драматургия Штрауса восходит к театру абсурда, в ней доминирует игровое начало, её художественный мир хаотичен.
Дебютировал пьесой «Ипохондрики» («Die Hypochonder», 1972, русский перевод 2001), инфантильные и живущие в страхе персонажи которой демонстрируют, насколько тонка грань между беспомощностью и способностью к насилию. В пьесе перемежаются трагедия и фарс, действие развивается нелинейно. Комедия «Знакомые лица, смешанные чувства» («Bekannte Gesichter, gemischte Gefühle», 1975) гротескно изображает современную жизнь. Пьеса «Большая и маленькая» («Groβ und klein», 1978, в русском переводе «Такая большая – и такая маленькая», 2001) построена как путь-поиск героини, реализующийся в отдельных сценах.
Творчество Б. Штрауса – интеллектуальная структуралистская игра с культурой и её знаками; задачи писателя – изобразить отчуждение между людьми и потерянность человека в мифах массовой культуры, подвергнуть критике западные «псевдосвободные» общественные модели. Персонажи тоскуют по красоте мира и благодати мироздания, хотя и не осознают причин своего смятения. Драма и проза Штрауса следует принципам фрагментарности и сложно организованной поэтики; писатель применяет монтаж, чтобы передать калейдоскопичность жизни человека, утрату им целостности и полноты существования.
В пьесе «Время и комната» («Die Zeit und Zimmer», 1989, русский перевод 2001, впервые поставлена в 1989 в театре «Шаубюне», неоднократно демонстрировалась в Германии и Австрии) персонажи безуспешно пытаются вырваться из повседневного времени в трансцендентное, обращаясь к воспоминаниям и грёзам. К проблеме времени писатель также обратился в пьесах «Поцелуй забвения» («Der Kuss des Vergessenes», 1998) и «Неожиданное возвращение» («Unerwartete Rückkehr», 2002, русский перевод 2014), действие которых происходит по принципу замкнутого вращения. Своё видение времени и вечности, управляющих человеком, Штраус изложил в эссе «Безначальность» («Beginnlosigkeit», 1992).
В пьесах Б. Штрауса угадываются как реалии современной немецкой жизни и культуры, так и вневременная стихия театра, но лишённая карнавальности, пронизанная грустной иронией. Такой она предстала в комедии-гротеске «Зрители» («Besucher», 1988, русский перевод 2001), в которой драматург использовал приём «театра в театре».
Литературное и мифологическое наследие также включается в постмодернистскую игру. В пьесе «Парк» («Der Park», 1983), которая представляет собой парафразу комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1595), волшебный лес превращается в полный мусора парк, олицетворяющий попрание и забвение изначальной гармонии райских кущ. Пьеса «Итака» («Ithaka», 1996, русский перевод 2001) изображает античный мир жестоким и дисгармоничным, а Одиссея – не столько «хитроумным», сколько безжалостным.
В ранних повестях «Сестра Марлены» («Marlenes Schwester», 1974) и «Посвящение» («Die Widmung», 1977) показана невозможность человека найти опору в жизни, его обречённость на одиночество. Короткие зарисовки, фрагменты, афоризмы, наблюдения составили сборник «Пары, прохожие» («Paare, Passanten», 1981). Сборник рассказов «Микадо» («Mikado», 2006; название отсылает к японской игре с рассыпанными бамбуковыми палочками и характеризует хаотичную композицию) наследует жанру немецкого календарного рассказа. В автобиографическом романе «Молодой человек» («Der junge Mann», 1984) в постмодернистском ключе переосмыслены «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795–1796) И. В. Гёте.
Порождающая острые дискуссии эссеистика Б. Штрауса начиная с 1990-х гг. выражает неприятие многих ценностей современной Европы. Так, в эссе «Приближение трагедии» («Anschwellender Bocksgesang», 1993) он раскритиковал либеральную общественную модель, а в статье «Последний немец» («Der letzte Deutsche», 2015) заявил о закате немецкой культуры.
Премия Георга Бюхнера (1989), Театральная премия Берлина (1993), премия Лессинга (2001).