Шторр Готлоб
Шторр Го́тлоб, Готлоб Кристиан Шторр (Gottlob Christian Storr) (10.9.1746, Штуттгарт – 17.1.1805, там же), немецкий протестантский теолог и философ, основатель Старой тюбингенской школы богословия, или «школы Шторра» (около 1786–1826). Образование получил в университете Тюбингена: изучал историю, математику, филологию, философию (с 1763), а также протестантское богословие (1765–1768). По завершении учёбы в 1768 г. и после путешествия по Германии и Западной Европе (1769–1771) и работы репетитором в тюбингенской Евангелической школе (1772–1775) был принят на философский факультет университета в качестве экстраординарного профессора философии (1775). В 1777 г. перешел на теологический факультет экстраординарным профессором теологии, а в 1786 г. стал ординарным профессором той же дисциплины. С 1797 г. консисториальный советник (Oberkonsistorialrat) и главный придворный капеллан в Штутгарте.
В целом учение школы Шторра можно охарактеризовать как супранатуралистическое, т. е. исходящее из представления о сообщаемом в Библии сверхъестественном Откровении трансцендентной истины как основе всего христианского богословия. От методологии протестантской ортодоксии тюбингенский супранатурализм отличается отказом от обоснования христианского учения ссылкой на нормативный авторитет Священного Писания в пользу его рационального обоснования. Сам Шторр демонстрирует это с помощью рациональных доказательств, полученных в результате историко-критического анализа текста. Таким образом он пытался создать надёжную основу, «исторически достоверный факт» для «рациональной веры» в Божественное Откровение – просвещённого варианта апологетической теологии, представлявшего собой развитие положений протестантской ортодоксии. При этом результаты научных исследований библейских текстов вовсе не должны совпадать с представлениями разума, как того требовали современные Шторру теологи-рационалисты, сторонники естественной религии.
Главным документом, сформулировавшим основные герменевтические принципы подхода Шторра к толкованию Священного Писания, стал его учебник догматики (Storr. Doctrinae christianae pars theoretica ... 1793). Автор рассматривает Писание как источник превосходящего человеческий разум Откровения, которое в целом основано не на идее богодухновенности, но на авторитете самого Иисуса Христа как Посланника Божия и на авторитете его апостолов. Хотя Библия понимается здесь не просто как собрание текстов, содержание которых существенным образом определено их исторической ситуацией (как считали теологи-рационалисты 18 в.), Шторр не отрицает важность историко-критического подхода к Писанию и совершенно серьёзно подходит к вопросу об исторической достоверности каждого библейского документа. Поскольку для традиционного христианского вероучения оно имеет большое значение, то должно быть обосновано результатами рационального научного анализа источников, и эти результаты должны быть признаны академическими теологами. Сначала автор решает исторический вопрос о подлинности и целостности текстов Нового Завета: многочисленные свидетельства раннехристианских авторов (§ 1–4) доказывают, по его убеждению, что евангельские тексты написаны апостолами, очевидцами событий, или их учениками, которые ещё могли получить точную информацию для своих описаний. Вывод Шторра: здесь мы имеем перед собой достоверный рассказ о жизни и учении Иисуса (§ 5). За этой исторической частью следует христологическая аргументация (§ 6–8). Доказательством божественного авторитета Священного Писания является свидетельство самого Иисуса о божественности его учения, его этических заповедей, исключающих возможность какой-либо неправды, и особенно его чудеса, описанные, как убежден Шторр, в совершенно достоверных источниках (§ 6–8).
Говоря об абсолютном авторитете апостольского свидетельства, Шторр комбинирует христологические и пневматологические аргументы (§ 9–12): с одной стороны, оно обосновывается самим фактом того, что апостолы, включая Павла, призваны на служение самим Иисусом, а с другой – помощью Святого Духа, обещанной им Христом. Именно эта помощь даёт апостолам способность точно, без ошибок и упущений, описать известные им события как Откровение – так, как это не могли бы сделать другие люди, внешние по отношению к их группе. Апостолы были при этом в духовном плане совершенно свободны в своём изложении, но их стиль и язык оставались вне влияния Духа. Таким образом, в отличие от протестантской ортодоксии, у тюбингенских сторонников супранатурализма Шторра влияние Духа на создание священных текстов понимается уже не как прямой диктант. При обсуждении вопроса о достоверности апостольских писаний, авторы которых не контактировали непосредственно с Христом, на передний план у Шторра выходит вопрос об их связи с признанными апостолами. Так, авторитет признаётся за текстами евангелиста Марка, писавшего при содействии апостола Петра, а также за обоими писаниями Луки, потому что апостол Павел их якобы прочитал и одобрил (Storr. Doctrinae christianae pars theoretica, 1793). Так же обосновывается и значение Ветхого Завета, который читали апостолы и Иисус Христос (Storr. Doctrinae christianae pars theoretica, 1793. § 13–14).
В стремлении к историко-критическому обоснованию своих выводов Шторр в целом принимал тезис И. Канта, который подчёркивал ограниченность знания, получаемого с помощью разума, так что за его пределами оставалось познание реальности библейского Откровения. Однако высокая оценка исторического анализа ведет Шторра к релятивизации ценности символической экзегезы Канта.
Подход Шторра к текстам Священного Писания приняли и развивали все его ученики, прежде всего И. Ф. Флатт (1759–1821), Ф. Г. Зюскинд (1767–1829) и К. К. Флатт (1772–1843, брат И. Ф. Флатта). В широком смысле слова к Старой тюбингенской школе относятся также Э. Г. Бенгель (1769–1826), внук И. А. Бенгеля, а также И. К. Ф. Штойдель (1779–1837) и К. Ф. Шмид (1794–1852). Идеи этих теологов в течение нескольких десятилетий определяли богословские исследования на теологическом факультете Тюбингена. После смерти Э. Г. Бенгеля в 1826 г. их авторитет постепенно уступил место влиянию Ф. К. Баура. Сфера интересов учеников Шторра в основном охватывала новозаветную библеистику, систематическое богословие, историю Церкви. С этой школой связаны издаваемый её представителями теологический журнал Magazin für christliche Dogmatik und Moral, deren Geschichte und Anwendung im Vortrag der Religion («Журнал христианской догматики и морали, их истории и применении в лекциях по религии», Тюбинген, 1796–1812). Его продолжением, расширенным разделом для рецензий, был Archiv für die Theologie und ihre neueste Literatur («Архив теологии и её новейшей литературы», с 5-го тома: Neues Archiv für die Theologie – «Новый архив теологии», Тюбинген, 1815/16–1826). В 1828 г. последний был сменён журналом Tübinger Zeitschrift für Theologie («Тюбингенский теологический журнал», Тюбинген 1828/29–1840), в издании которого принимали участие профессора протестантского теологического факультета, в том числе Баур.