Штернхайм Карл
Ште́рнхайм Карл (Карл Штернгейм; Carl Sternheim) (1.4.1878, Лейпциг – 3.11.1942, Брюссель), немецкий драматург и писатель.
Сын банкира, владельца газеты. Раннее детство провёл в Ганновере; с 1884 г. жил в Берлине, где окончил классическую гимназию (1897). С конца 1890-х гг. писал стихи, новеллы и неоромантические драмы. В 1897–1902 гг. изучал философию, историю литературы, юриспруденцию в Мюнхенском, Гёттингенском, Лейпцигском, Йенском и Берлинском университетах; обучения не завершил. В 1899–1929 гг. периодически лечился от нервных срывов и депрессии в психиатрических клиниках. С 1900 г. занимался писательским трудом в Веймаре. Служил добровольцем в армии (1902–1903), по состоянию здоровья прервал службу. С 1903 г. жил в Мюнхене. Совместно с публицистом, драматургом, переводчиком и редактором Францем Блеем (1871–1942) основал журнал Hyperion («Гиперион», 1908–1910).
Первая опубликованная пьеса – семейная комедия в духе натурализма «Спаситель» («Der Heiland», 1898) – сцены не увидела. Влиянием символизма отмечены поэтический сборник «Маяки!» («Fanale!», 1901) и пьесы «Иуда Искариот. Трагедия о предательстве» («Judas Ischarioth. Tragödie vom Verrat», 1899), «В усадьбе Кругдорф» («Auf Krugdorf», 1901; поставлена в 1902 в Дрездене), «Ульрих и Бригитта» («Ulrich und Brigitte», 1907). Трагедия в стихах «Дон Жуан» («Don Juan», 1909), пронизанная отсылками к литературной традиции, выдвинула автора в ряд заметных немецких драматургов. Заглавный персонаж, прототипом которого стал Хуан Австрийский, в интерпретации Штернхайма превратился из дамского угодника в умудрённого опытом сражений военачальника. Центральная тема произведения – личная свобода.
Широкую известность К. Штернхайм приобрёл в 1910-е гг. благодаря циклу комедий «Из героической жизни бюргера» («Aus dem bürgerlichen Heldenleben»). Первая и самая популярная пьеса цикла – «Панталоны» («Die Hose», 1911; поставлена в 1911 под названием «Великан», «Der Riese», в «Немецком театре» в Берлине, режиссёр Ф. Холлендер; экранизирована под тем же названием в 1927, режиссёр Х. Берендт) рассказывает о герое своего времени – ограниченном обывателе Теобальде Маске. Произведение отличают антибюргерский пафос и пародийная направленность; автор ведёт интеллектуальную игру с идеями Ф. Ницше и Р. Вагнера, осмеивая претензии буржуа на обладание духовными ценностями. Другие пьесы цикла: «Шкатулка» («Die Kassette», 1911), «Бюргер Шиппель» («Bürger Schippel», 1912), «Сноб» («Der Snob», 1913), «1913», «Tabula rasa» (обе – 1915), «Окаменелость» («Das Fossil», 1922).
В 1912–1913 гг. жил в Бельгии. С 1913 г. публиковал прозу в экспрессионистском журнале Die weißen Blätter («Белые листы»); там была напечатана, в частности, новелла «Бузеков» («Busekow»), навеянная повестью «Шинель» Н. В. Гоголя. К началу Первой мировой войны 1914–1918 гг. прибыл в Германию, был признан негодным к военной службе. В 1915 г., получив за новеллы Премию Теодора Фонтане, по просьбе жюри официально передал её Ф. Кафке в знак признания его литературного таланта. Создал несколько драм, основанных на сочинениях других авторов: «Страдающая женщина» («Das leidende Weib») по Ф. М. Клингеру, «Между битвами» («Zwischen den Schlachten») по Г. де Мопассану (обе – 1915), «Маркиза д'Арси» («Die Marquise von Arcis», 1918) по роману «Жак-фаталист» Д. Дидро и др. В 1916 г. вернулся в Бельгию, в 1918 г. переехал в Нидерланды.
Сборник новелл «Хроника двадцатого века. Начало» («Сhronik von den zwanzigsten Jahrhunderts Beginn», 1918) перекликается с комедийным циклом «Из героической жизни бюргера»: в произведениях действуют те же персонажи и разрабатывается общий круг тем, главная из которых – моральное и интеллектуальное ничтожество буржуа. Свобода в описании эротических сцен спровоцировала ряд цензурных запретов. Тираж изданной отдельно новеллы «Ульрика» («Ulrike», 1919) был конфискован, автор обвинён судом в нарушении общественной морали.
Прозу Штернхайма, написанную новаторским языком (частые пропуски служебных частей речи и определений, телеграфный стиль), принято относить к экспрессионизму, хотя автор не признавал своей принадлежности к этому литературному направлению и вёл с его представителями напряжённую полемику в печати (опубликовал ряд литературоведческих и культурологических эссе в различных изданиях).
Обратившись в период 1-й мировой войны к публицистике, в 1918–1922 гг. выступал в немецком журнале Die Aktion с агитационно-просветительскими материалами для рабочих и статьями об искусстве, где нередко использовал понятие собственного нюанса, обозначавшее стремление к неповторимой писательской манере.
В романе «Европа» («Europa», 1920), подводящем итоги исторического развития Европы с конца 19 в., использовал экспериментальную технику повествования, для которой характерно отсутствие психологического правдоподобия, применение приёмов монтажа.
В 1920–1930-е гг. работал в жанре автобиографической драмы: «Отцы, или Нокаут» («Die Väter oder Knock out», 1928), «Aut Cheasar aut nihil» («Либо Цезарь, либо ничто», 1930). Цитатный монтаж и документальная основа сближают пьесы этого периода с произведениями новой вещественности, над которой сам Штернхайм иронизировал (пьеса «Школа в Уцнахе, или Новая деловитость», «Die Schule in Uznach oder Neue Sachlichkeit», 1926). В 1930 г. вернулся в Бельгию, жил в Брюсселе. В годы правления национал-социалистов публикация произведений Штернхайма в Германии была запрещена. В Нидерландах издана переправленная туда автором автобиографическая книга «Предвоенная Европа в символике моей жизни» («Vorkriegseuropa im Gleichnis meines Lebens», 1936), насыщенная вымышленными эпизодами.