«Парк Юрского периода»
«Парк Ю́рского пери́ода» («Jurassic Park»), американский научно-фантастический фильм С. Спилберга, вышедший в 1993 г. Адаптация одноимённого романа писателя-фантаста М. Крайтона. Фильм рассказывает о катастрофе, произошедшей в островном тематическом парке развлечений. Парк населён динозаврами, воссозданными группой учёных с помощью генной инженерии и клонирования. «Парк Юрского периода» вместе с сиквелами «Парк Юрского периода: Затерянный мир» («The Lost World: Jurassic Park», 1997, режиссёр С. Спилберг) и «Парк Юрского периода III» («Jurassic Park III», 2001, режиссёр Дж. Джонстон) составляет трилогию «Парк Юрского периода».
История создания и сюжет
Фильм о динозаврах был давней мечтой С. Спилберга. Режиссёр вырос в районе Хэддонфилд (штат Нью-Джерси), на территории которого в октябре 1858 г. был найден скелет гадрозавра. В школьные годы Спилберга и его друзей возили на экскурсию на место обнаружения останков, ставших локальной достопримечательностью (McBride. 2011. P. 60–61).
С автором романа-первоисточника, М. Крайтоном, Спилберг познакомился на заре карьеры в 1969 г. Заключив контракт с кинокомпанией Universal Pictures, Спилберг иногда выполнял мелкие поручения руководства, одним из которых был тур по студии для Крайтона, продавшего компании права на экранизацию своего романа «Штамм "Андромеда"» («The Andromeda Strain», 1969) (McBride. 2011. P. 170).
В конце 1980-х гг. С. Спилберг выкупил у Крайтона права на сценарий телесериала «Скорая помощь» («ER», 1994–2009). В 1989 г. во время одного из обсуждений будущей медицинской драмы Крайтон поделился с режиссёром текстом ещё не опубликованного романа «Парк Юрского периода» («Jurassic Park», 1990). Прочитав роман, Спилберг увидел в нём коммерческий потенциал для экранизации и в личной беседе объявил писателю о своей заинтересованности. Крайтон пообещал продать ему права на съёмку, если Спилберг займёт кресло режиссёра (McBride. 2011. P. 417). Компания Universal Pictures приобрела права на экранизацию для Спилберга.
Съёмки картины начались 24 августа 1992 г. и продлились до 30 ноября. Главные роли исполнили С. Нилл (доктор Алан Грант, эмоционально отчужденный и циничный специалист-палеонтолог), Лора Дерн (палеоботаник Элли Сэттлер, подруга и коллега Гранта), Дж. Голдблюм (доктор Ян Малкольм, математик и специалист по теории хаоса, нанятый одним из экспертов в парке). Роль Джона Хаммонда, основателя парка, исполнил режиссёр и актёр Р. Аттенборо. Спилберг восхищался его картиной «Ганди» («Gandhi», 1982, режиссёр Р. Аттенборо), обошедшей фильм «Инопланетянин» («E.T. the Extra-Terrestrial», 1982, режиссёр С. Спилберг) на премии «Оскар» в 1983 г.
Одной из задач Спилберга было создание реалистичных моделей динозавров, способных испугать, а не рассмешить зрителя. Сперва предполагалось использовать как механические макеты динозавров с аниматроникой, так и передовые технологии кукольной анимации, за которые отвечал Ф. Типпетт (Clarke. 2004. P. 38). Однако постановщик специальных и визуальных эффектов из компании Дж. Лукаса Industrial Light & Magic Деннис Мьюрен предложил Спилбергу использовать теххнологию CGI. Мьюрен и его команда представили модели анимации динозавров, в том числе тираннозавра (Friedman. 2006. P. 133). Позже Спилберг называл этого динозавра главной звездой картины. Реалистичность изображённых животных, по мнению съёмочной группы, не уступала документальным фильмам канала National Geographic. В результате в фильм вошло около шести с половиной минут компьютерной анимации (McBride. 2011. P. 420-421).
К началу стадии постпродакшена Спилберг уже был занят на съёмочной площадке фильма «Список Шиндлера» («Schindler's List», 1993, режиссёр С. Спилберг), из-за чего был вынужден просить помощи у своего друга и коллеги режиссёра Дж. Лукаса, который завершал работу над «Парком Юрского периода» (Clarke. 2004. P. 38).
По сюжету предприниматель Джон Хаммонд приезжает на раскопки к доктору Гранту и Элли Сэттлер с целью пригласить их в свой парк на вымышленном острове Нублар, расположенном рядом с Коста-Рикой и населённом динозаврами. Хаммонду нужны эксперты, чтобы отчитаться перед инвесторами и гарантировать безопасность будущим посетителям. Пара соглашается. По дороге на остров они знакомятся с ещё одним учёным, математиком Яном Малкольмом.
Хаммонд демонстрирует в парке технологии, благодаря которым на основе ископаемой крови динозавров, сохранившейся в комарах, удалось создать живых особей. После того как эксперты выразили сомнение в безопасности предприятия, Хаммонд предлагает им отправиться на экскурсию вместе с его внуками, чтобы составить мнение о парке. В процессе экскурсии из-за начавшегося тропического урагана динозавры вырываются из вольеров.
Фильм вышел 9 июня 1993 г. и имел большой финансовый успех. Спустя четыре месяца кинопоказов он побил предыдущий коммерческий рекорд режиссёра в 701 млн долл., установленный блокбастером «Инопланетянин». К концу проката «Парк Юрского периода» собрал 913 млн долл. (Friedman. 2006. P. 133). В Европе фильм был настолько популярен у зрителей, что французские режиссёры обсуждали возможность государственного регулирования кинопроката, опасаясь провала собственных картин из-за голливудских блокбастеров (McBride. 2011. P. 424.). До выхода фильма-катастрофы «Титаник» («Titanic», 1997, режиссёр Дж. Кэмерон) «Парк Юрского периода» был самым кассовым фильмом в истории кино. Картина получила хвалебные отзывы критиков и была удостоена трёх наград кинопремии «Оскар» 1994 г.: за лучшие визуальные эффекты, за лучший звук и за лучший монтаж звуковых эффектов. В 2018 г. фильм включили в Национальный реестр фильмов США.
Сиквелы
В 1997 г. Спилберг выпустил сиквел оригинального фильма – «Парк Юрского периода: Затерянный мир» («The Lost World: Jurassic Park», 1997). Второй фильм также представляет собой адаптацию романа М. Крайтона «Затерянный мир» («The Lost World», 1995), в котором история парка Юрского периода рассказывается от лица Яна Малкольма. Картина стала первым проектом режиссёра после триумфа «Списка Шиндлера», после чего Спилберг основал компанию DreamWorks SKG, наиболее известную по медиафраншизе «Шрэк».
Спилберг решил самостоятельно режиссировать фильм, т. к. опасался, что компания Universal Pictures выпустит слишком плохое кино, которое испортит репутацию оригинального фильма. Спилберг также хотел отвлечься от деятельности менеджера и осознавал, что вне зависимости от качества будущей картины она будет успешным коммерческим проектом (McBride. 2011. P. 454).
По сюжету Ян Малкольм (роль вновь исполнил Дж. Голдблюм) путешествует на о. Сорна – экспериментальную площадку для парка на о. Нублар. Малкольм и его коллеги сталкиваются с группой охотников на динозавров, занимающихся отловом живых особей для последующей продажи. В ходе конфликта с охотниками обе группы оказываются в критических условиях и вынуждены искать спасение.
Фильм был успешен в прокате, заработав 614 млн долл., но не запомнился публике и был холодно встречен критикой. Дж. Макбрайд, биограф С. Спилберга, назвал его худшим фильмом режиссёра за всю его карьеру. Макбрайд отметил, что драматургически слабая, как и литературный источник, картина не смогла удивить зрителя ни сюжетом, ни усовершенствованной компьютерной графикой, а её единственной оригинальной деталью было присутствие чернокожей дочери Малкольма, чьё происхождение не объяснялось и основывалось на политических идеях режиссёра – приверженца борьбы за права афроамериканцев (McBride. 2011. P. 456–457).
Позднее Спилберг заметил, что лента была лишь передышкой перед более серьёзной работой и попыткой взяться за дело после трёхлетнего перерыва между проектами (Friedman. 2006. P. 148). Фильм также отличается более мрачной повесткой. Если первая картина предлагает зрителю визуальное наслаждение от наблюдения воскрешённых динозавров, а ответственность за злоключения героев возлагается на капитализм и науку, то новый фильм амбивалентен в отношении самой природы и изображает тоску по первоначальному благополучию парка из оригинальной картины (Clarke. 2004. P. 41).
В 2001 г. вышел «Парк Юрского периода III» («Jurassic Park III», 2001). В отличие от первых двух частей картина не была прямой адаптацией прозы М. Крайтона, а режиссёрское кресло занял Дж. Джонстон. В фильме также появились персонажи Алан Грант (С. Нилл) и Элли Сэттлер (Л. Дерн), не задействованные в прошлой части. Сюжет посвящён о. Сорна, который доктор Грант посещает вместе с четой Кёрби, потерявшей сына на острове во время путешествия. Картина была холодно встречена критиками, но окупилась в прокате, собрав 368 млн долл., рекордно низкую сумму по сравнению с прошлыми частями серии.
Академическая рецепция
«Парк Юрского периода» показывал важные для конца миллениума этические и культурные проблемы – взаимоотношения науки и морали, технического прогресса и капитализма, границ дозволенного вмешательства человека в жизнь природы.
Филолог и антрополог С. Бойм писала про оригинальный фильм, показывая, как работает «реставрирующий тип ностальгии». В её концепции реставрирующая ностальгия является ангажированной попыткой восстановить идеализированный момент истории. Так, фильм выступал как пример мифологии, эксплуатирующей национальное самосознание американцев. По мнению Бойм, в картине репрезентируется тоска по образу патриархального и мужского видения бизнеса, историческим символом которого был динозавр – негласное олицетворение американского духа. Так, тираннозавр оказывался метафорой успешного капиталиста-предпринимателя, вытесненного современными ревизионистскими палеонтологическими исследованиями (Бойм. 2019).
Н. Моррис, исследователь творчества Спилберга, отмечал саморефлексивность картины, предлагая прочитывать её как кино о производстве кино, поскольку такие детали первого фильма «Парк Юрского периода», как демонстрация сувенирной лавки и обсуждение будущей модели маркетинга и взаимодействия с туристами, изображают реальную подготовку к производству фильма (Morris. 2007. P. 193–196). Также, по мнению автора, сюжет фильма «Парк Юрского периода» метафорически перекликался с работой крупных киностудий над блокбастерами (Morris. 2007. P. 192).
Социальный теоретик Р. Сэмюэлс анализировал гендерную асимметричность оригинального фильма «Парк Юрского периода». Мужчины, учёные и предприниматели, создавая парк, производят динозавров-самок, которые впоследствии выходят из-под контроля. Динозавры трактуются психоаналитически, т. е. олицетворяют страх перед хаотической фигурой матери, с которой способен справиться только отсутствующий отец. Так, в одной из сцен фильма адвокат Дональд Дженнаро, которому было поручено сопровождать внуков Хаммонда, сбегает при нападении тираннозавра в туалет, где становится первой жертвой. Сэмюэлс говорит о фильме как о примере произведения, в отношении которого возможна как феминистская, так и антифеминистская интерпретация. Также автор анализирует взаимодействие Гранта с кризисным моментом личности, которым оказываются не вырвавшиеся из загонов динозавры, а дети, внуки Хаммонда (Samuels. 2009. P. 87–88, 92–94).
В книге «Парк Юрского периода и философия» коллектив авторов исследует ключевые проблемы, освещённые фильмом. Тексты в сборнике варьируются от пародии на античные диалоги, в которых аристотелезавр встречается за беседой с учеником в виде Яна Малкольма, до размышлений о роли науки в современной жизни (Jurassic Park and philosophy. 2014.).