Шмидт Йозеф
Шмидт Йо́зеф (Joseph Schmidt) (4.3.1904, местечко Давыдены, Буковина, Австро-Венгрия, ныне село Давыдовка Черновицкого района Черновицкой области, Украина – 16.11.1942, Гиренбад, Швейцария, похоронен в Цюрихе), оперный и эстрадный певец (тенор), киноактёр, синагогальный кантор.
Родился в многодетной еврейской семье. Основы общего и религиозного образования получил в местном хедере. С 1914 г. жил в Черновцах, брал уроки пения у Ф. Лерхенфельд-Гржимали, племянницы И. В. Гржимали. С 1916 г. пел в детском хоре городской синагоги, в 1922 г. – её кантор. На эстраде дебютировал в 1924 г. в концертном зале местного Музыкального общества (ныне Областная филармония). В 1924–1926 гг. учился в берлинской Королевской музыкальной школе, брал уроки оперного пения у Г. Вайсенборна. Одновременно выполнял обязанности кантора берлинской синагоги «Адат Исраэль».
После победы на конкурсе вокалистов, организованном Берлинским радио (1929), стал солистом этой радиовещательной компании, в 1929–1933 гг. участвовал в 37 радиопостановках опер и оперетт. Среди лучших партий: Идоменей, Тамино («Идоменей», «Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Идрено, Арнольд, Граф Альмавива («Семирамида», «Вильгельм Телль», «Севильский цирюльник» Дж. Россини), Васко да Гама («Африканка» Дж. Мейербера), Артур («Пуритане» В. Беллини), Неморино («Любовный напиток» Г. Доницетти), Альфред, Дон Карлос, Манрико, Герцог («Травиата», «Дон Карлос», «Трубадур», «Риголетто» Дж. Верди), Дик Джонсон («Девушка с Запада» Дж. Пуччини), Гофман («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Челлини («Бенвенуто Челлини» Г. Берлиоза), Ирод («Саломея» Р. Штрауса). В 1932 г. исполнил партии Самозванца («Борис Годунов» М. П. Мусоргского, с оркестром под управлением Н. А. Малько) и Вакулы («Черевички» П. И. Чайковского; дирижёр И. Вагхальтер). Шмидт отлично владел техникой бельканто, его дикция была отчётливой на любом языке. Критики отмечали уникальную «однорегистровость» голоса (без переходных нот), называли «самым моцартовским» певцом.
Помимо оперы, на протяжении всей карьеры с успехом работал в «лёгком жанре». Начиная с 1931 г. снимался в кинофильмах с музыкальными сюжетами. После премьеры фильма «Песня идёт по свету» (нем. «Ein Lied geht um die Welt», режиссёр Р. Освальд, 1933), где Шмидт сыграл и спел главную роль, его известность в Германии достигла апогея, газеты называли его «немецким Карузо».
С приходом к власти нацистов потерял работу. В 1933–1938 гг. жил в Австрии, где продолжал петь в радиопостановках опер, снимался в кино, записывался на грампластинки. Популярность музыкальных фильмов с участием Шмидта «Когда ты молод, весь мир твой» (нем. «Wenn du jung bist, gehört dir die Welt», режиссёр Г. Эбельс-Эбстрём, 1934), «Звезда падает с неба» (нем. «Ein Stern fällt vom Himmel», режиссёр Макс Нойфельд, 1934), «Самый счастливый день в моей жизни» (нем. «Heut' ist der schönste Tag in meinem Leben», режиссёр Р. Освальд, 1935) вышла за пределы Австрии. Фильмы «Песня идёт по свету» и «Звезда падает с неба» были переозвучены на английском языке и с успехом демонстрировались в Великобритании и США.
В середине 1930-х гг. гастролировал в крупных городах Европы (Лондон, Париж, Амстердам, Брюссель, Варшава, Прага, Вильнюс, Рига, Будапешт и др.). Особенно популярен был в Нидерландах, где неоднократно выступал с 1929 г. В 1934 г. предпринял большое турне по балканским странам (Румыния, Болгария, Греция) и нескольким городам Палестины. В Тель-Авиве записал целиком годовой цикл молитвенных песнопений кантора (более 100 фонограмм, сохранилось 9). В 1937 г. дебютировал с концертами в США, в том числе дал 6 концертов в Карнеги-холле.
Дебютировал на оперной сцене в 1939 г. (партия Рудольфа в «Богеме» Пуччини) в брюссельском театре «Ла Монне», гастролировал с труппой театра в Бельгии, Нидерландах, Финляндии и Швейцарии. В мае 1940 г., спасаясь от нацистов, бежал в Ниццу (Франция), находился там под полицейским надзором как беженец. Последнее выступление Шмидта на оперной сцене состоялось в мае 1942 г. в театре Авиньона. Потерпев неудачу с эмиграцией в США, осенью того же года переехал в нейтральную Швейцарию, где скоропостижно скончался.
Сохранилось около 200 аудиозаписей с участием Шмидта, выпущенных в 1929–1937 гг. Антология оперных записей Шмидта издана на лейбле EMI в 1992 г., подборка духовной еврейской музыки – на лейбле Preiser Records (в том же году). Шлягеры в исполнении Шмидта (в том числе «Heut’ist der schönste Tag», «Ein Lied geht um die Welt», «Es wird im Leben dir mehr genommen als gegeben») постоянно переиздаются в антологиях немецкой эстрадной музыки конца 1920-х и 1930-х гг.
В родном селе певца в 2004 г. установлена мемориальная доска, создан мемориальный кабинет. В 2008 г. в Тель-Авиве у здания Оперы установлен мемориальный камень.