Рамсей Уильям Митчелл
Ра́мсей Уи́льям Ми́тчелл, сэр (Рамзи, Рэмзи; Sir William Mitchell Ramsay) (15.3.1851, Глазго, Великобритания – 20.4.1939, там же), шотландский протестантский историк Церкви, археолог, специалист по эпиграфике, исторической географии и этнографии древней Анатолии римского и византийского периодов, исследователь Нового Завета.
Высшее образование получил в Университете Абердина (1867–1871) и Колледже Святого Иоанна в Оксфорде (1872–1876). В 1874 г. провёл долгие каникулы в Гёттингенском университете, где изучал санскрит под руководством Т. Бенфея. В 1885 г. получил должность профессора классической археологии и искусства в Оксфорде. В 1886 г. стал королевским профессором гуманитарных наук в Университете Абердина, с которым остался связанным вплоть до выхода на пенсию с 1911 г.
В 1906 г., в день 400-летия Абердинского университета, посвящён в рыцари за достижения в науке. Член научных археологических обществ Европы и Америки. Награждён медалью папы Льва XIII (1893), медалями Королевского географического общества (1906), Королевского шотландского географического общества и Пенсильванского университета (1906). Один из первых членов Британской академии.
Рамсей много путешествовал по Малой Азии и Средиземноморью, изучая руины и топографию древних городов. Часть первых путешествий по Малой Азии (1881, 1882) он совершил вместе с генеральным консулом Британской империи в Анатолии сэром Ч. У. Уилсоном, известным географом и археологом. Тогда учёный впервые обнаружил несколько фригийских и писидийских эпиграфических памятников. Рамсею принадлежит ряд монографий по исторической географии региона, важных для изучения Нового Завета и его исторического контекста.
На раннем этапе исследований Рамсей находился под влиянием Ф. К. Баура и тюбингенской школы богословия. Однако в ходе многолетней работы в Анатолии характерный для тюбингенской библейской критики исторический скептицизм у него исчез. Он пришёл к выводу, что повествования Нового Завета занимают своё очевидное историческое место в римском мире 1 в. н. э. и могут рассматриваться – прежде всего книга Деяний святых апостолов – как вполне достоверные. Не принимая исторического скептицизма немецкой библейской критики, Рамсей, однако, никогда не прибегал к аргументации от теологической метафизики.
В целом для методологии Рамсея характерна установка, что в изучении исторической географии и реалий Анатолии недостаточно опираться только на анализ античных письменных источников и известные предпосылки философии науки своего времени – совершенно необходимо пытаться изучать «свидетельства очевидцев» (материальные памятники и эпиграфику греко-римского и византийского времени), а также составлять личное впечатление от посещения конкретных мест, где происходили исследуемые библейские события. Только такой подход позволяет достичь цели: на основании привлечения самого широкого круга источников – трудов римских историков и литературы других жанров, данных этнографии, социологии, антропологии, исторической географии и археологии – контекстуализировать Новый Завет в историческом пространстве Римской империи, её общественных правовых отношений, и оценить историчность новозаветных традиций.
Этот подход учёный отразил в своих исследованиях. В книге «Историческая география Малой Азии» (The Historical Geography of Asia Minor, 1890) на основании свидетельств письменных источников, эпиграфики и личных наблюдений Рамсей восстановил линии римских дорог и подробно описал историю городов различных провинций. Вопросам функционирования некоторых социальных институтов (гражданства, брака, права усыновления и семейным отношениям) в той же исторической области посвящена книга «Социальная основа римской власти в Малой Азии» (The Social Basis of Roman Power in Asia Minor, 1941; издана посмертно). Основанный на данных археологии, исторической топографии и нумизматике анализ отношений римских властей и христианской Церкви в первые два века её существования представлен в книге «Церковь в Римской империи до 170 года» (The Church in the Roman Empire before A. D. 170, 1893). Рамсей считал, что во времена императора Нерона (54–68) христиан преследовали по обвинениям в преступлениях. Во времена династии Флавиев (69–96) противостояние с христианами стало частью внутренней политики империи. И ко времени Траяна их преследовали за то, что каждый из них просто носил имя «христианин». Книга о ранней истории христианства во Фригии «Города и епархии Фригии» (The Cities and Bishoprics of Phrygia, 1897) рассматривает историю распространения христианства в Малой Азии, исследует монтанизм и взаимоотношения язычества с христианством, а также историю конкретных ранних церквей, например, в Лаодикии, Иераполе и Колоссах.
Ряд работ Рамсея посвящён непосредственно исследованию Нового Завета, в частности миссии апостола Павла. В комментарии на послание к Галатам (A Historical Commentary on St. Paul's Epistle to the Galati, 1899), посвящённом решению многих исторических вопросов проповеди апостола, Рамсей предложил своё обоснование южно-галатской гипотезы, аргументируя непротиворечивость свидетельств Послания тому, что известно о социально-политической ситуации на севере и юге Галатии. В книге «Святой Павел: Путешественник и римский гражданин» (St. Paul: The Traveller and the Roman Citizen, 1895) предлагается последовательное описание событий жизни апостола. Основным источником здесь служит книга Деяний святых апостолов, написанная, согласно Рамсею, «личным другом и учеником Павла» (Ramsey. 1895. P. 14). Он показывает, что маршрут апостола в Деяниях – не богословская конструкция, но отражение исторической реальности. Рамсей снабдил многие известные факты из этой библейской книги историческим, археологическим и топографическим комментариями. Исторической географии, религии и культуре Тарса (родины апостола Павла) и городов Южной Галатии посвящена книга «Города Святого Павла» (The Cities of St. Paul, 1907). Рамсей описывает Тарс как эллинистический город с очевидным восточным и западным влияниями в его культуре – со своими спортивными и игровыми традициями, которые обусловили в целом и тот факт, что апостол использует в своей проповеди соответствующие метафоры и сравнения.
Рамсей опубликовал и несколько явно апологетических работ. Наиболее объёмная из них – «Родился ли Христос в Вифлееме?» (Was Christ born at Bethlehem? 1898, в которой он защищал историчность переписи Квириния, описанной в евангельских стихах (Лк 2:1–5). В книге о евангелисте Луке «Врач Лука» (Luke the Physician, 1908) Рамсей обосновывает его авторство Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов на основании следов использования терминологии, характерной для медицинского языка того времени (Лука, по преданию, был врачом).
Помимо исследовательской работы, Рамсей внёс значительный вклад в развитие энциклопедического знания. Ему принадлежит несколько десятков статей по исторической географии в 9, 10 и 11-м изданиях энциклопедии «Британника» и Гастингском словаре Библии (Hastings' Dictionary of the Bible).
Жена учёного, леди Рамсей, сопровождала его во многих поездках и опубликовала книгу «Повседневная жизнь в Турции» («Everyday Life in Turkey», 1897).