Шелкография в искусстве США 1930–1940-х гг.
Шелкография в искусстве США 1930–1940-х гг. В ноябре 1938 г. в нью-йоркской Contemporary Art Gallery открылась первая в истории США выставка эстампов, исполненных в технике шелкографии. Небольшая экспозиция состояла из 16 графических листов американского художника Г. К. Маккоя. Цветные изображения небольшого формата отпечатал сам автор густыми масляными красками тиражом 10–20 экз. Плоскостно решённые композиции построены на колористическом взаимодействии или контрасте больших, наплывающих друг на друга аморфных пятен. Тем не менее произведения представляли скорее условно и несколько наивно трактованные натурные сюжеты, нежели подходили под критерии абстрактного искусства, в рамках которого их рассматривал сам художник. Наиболее ранние работы датировались 1932 г. – «Женщина с котом» и «Натюрморт». Выставка имела определённый успех и стала поводом для определения американскими историками искусства Маккоя как родоначальника авторской шелкографии.
Г. К. Маккой, заложивший основу своего профессионального образования в частном Институте искусств Канзас-Сити, не был чужд новым веяниям в искусстве. В 1-й половине 1930-х гг. он переехал в Нью-Йорк, работал на производстве, специализировавшемся на прикладной шелкотрафаретной печати, и освоил специфику данной технологии. Вероятно, основным импульсом к созданию художником серии эстампов явилась прошедшая в нью-йоркской Weyhe Gallery выставка произведений П. Пикассо, Ж. Брака, А. Матисса и других мастеров парижской школы, организованная К. Зигроссером (1891–1975) – искусствоведом, куратором этой галереи и знатоком эстампа. В состав экспозиции были включены графические листы, выполненные в технике пошуара (вариант ручной трафаретной печати). Профессиональный опыт и посещение этой выставки побудили Маккоя к эксперименту. Мастер решил испытать технику шелкографии для создания авторских произведений, а Зигроссер сыграл значительную роль как в формировании выставочного проекта Маккоя, так и в признании шелкографии художественной техникой.
К середине 1940-х гг. К. Зигроссер ввёл в научную литературу термин «сериграфия» (англ. serigraphy, от лат. sericum – шёлк), который предназначался для обозначения авторской шелкографии. Появление термина стало важной вехой на пути признания этой техники как средства для создания произведений искусства и её обособления от промышленной и прикладной технологий (т. н. шелкографская печать, англ. silkscreen printing), а также от репродукционной шелкографии (англ. silkscreen – шелкоэкранная печать).
Работа Г. К. Маккоя «Три дерева и скачущая лошадь» (1943) одной из первых среди произведений шелкографии удостоилась премии комитета фонда Дж. Пеннелла (Pennell purchase prize) и была включена в унаследованную у фонда коллекцию Библиотеки Конгресса США (1943). Среди произведений Маккоя – «Дыня и яблоки» (1940), «Король и королева», «Зелёный плод» (все – 1943), «Гнездо цапли» (1944), «Закрытый мост» (1945), «Синий сарай» (1947), «Синие птицы» (1949). Интересно, что наиболее предпочтительным жанром для художника стал натюрморт, не пользовавшийся популярностью в американском искусстве 2-й трети 20 в., но часто встречавшийся у мастеров парижской школы. Так, в работах «Дыни и виноград» (1951), «Подсолнухи 67» (1967) Маккой апеллировал к лаконичному композиционному построению и колористической насыщенности живописных произведений представителей этой школы. Непосредственность натурных впечатлений свойственна пейзажам и анималистическим сюжетам Маккоя: «Птицы» (1950), «Полёт», «Весна», «Бурная точка» (все – 1951), «Корабельные реи» (1957). Пейзажи часто складывались в серии импровизаций на тему одного и того же уголка природы.
Считающийся «отцом» шелкографии, Г. К. Маккой был не первым художником, применившим эту технику для печати станковых графических работ, но он избегал подражания другим графическим техникам и разрабатывал приёмы, адекватные языку трафаретной (сеточной) печати. Именно понимание специфичности выразительных возможностей шелкографии сделало возможным её использование для создания художественных произведений. Популярность нового метода в изобразительном искусстве США 1930-х гг. была обусловлена и значительным воздействием на американскую культуру европейского художественного авангарда.
К середине 1930-х гг. в США начали появляться первые авторские шелкографии других художников. Так, мастер печатной графики Г. Стернберг, известный преимущественно как специалист по литографии и офорту, также стал пионером в области создания произведений искусства в технике шелкографии. Одна из наиболее известных его композиций – «Над рекой» (1935, тираж 30 экз.). В тондо изображён строитель-высотник, показанный в динамичном развороте. Подняв вверх электрический отбойный молоток, мужчина заслонил своё лицо от зрителя. Кабель инструмента, подчёркивая экспрессию момента, змеёй закручивается вокруг ноги рабочего. Резкий ракурс снизу вверх также способствует активному восприятию сюжета. Опираясь на эстетику раннего модернизма, Стернберг построил композицию на столкновении открытых и условных жёлтых, синих и красных цветов. Посвящённые теме трудовых будней и проблемам пролетариата произведения получили распространение в искусстве США 1930-х гг. в рамках направления социального реализма. В 1940-х гг. Стернберг издал ряд публикаций, посвящённых технологии шелкографии (в том числе «Цветная шелкографская трафаретная печать», см.: Sternberg. 1942), хотя сам являлся автором лишь незначительного количества шелкографских работ (например, «Портрет Рафаэля Сойера», 1943).
Основным центром, в котором в 1930-х – 1940-х гг. создавались станковые авторские шелкографии, стал Нью-Йорк. Важную роль в продвижении нового метода сыграл Федеральный художественный проект (Federal Art Project, FAP), которым занималось Управление выполнением общественных работ (Works Progress Administration, WPA). Инициативу по распространению в художественной среде трафаретной печати взял на себя Отдел графического искусства нью-йоркского отделения WPA, созданный на базе существовавшей в Нью-Йорке с 1934 г. государственной программы Mayor's Poster Project для разработки городских плакатов. В 1935 г. эта программа влилась в Федеральный художественный проект, став первым плакатным отделением в стране. Руководил отделением художник и дизайнер Р. Флёте – выходец из Германии, придерживающийся эстетики Баухауса. В Отделе графического искусства мастерам, работавшим с плакатами, позволяли осуществлять самые смелые художественные и технические эксперименты. Флёте отмечал, что движение, инициированное правительством в целях развития коммерческого плаката, подняло этот жанр до высокого художественного уровня.
Первоначально постеры раскрашивали вручную, а с 1936 г. стали использовать шелкографию, технология которой была адаптирована для массового производства приглашённым в проект графическим дизайнером Э. Велонисом. Ещё до сотрудничества с FAP Велонис имел успешный опыт применения этой техники для рекламных задач. К 1938 г. был сформирован шелкографский цех. Плакаты создавались совместными усилиями: художники отвечали за разработку дизайна, подбор и иногда изготовление сетчатых трафаретов; технический персонал печатал тиражи. Как правило, за один день выпускали до 600 экз. В 1938–1939 гг. Велонис опубликовал несколько брошюр, рассматривавших шелкографию как одну из графических техник для художников. Сам Велонис параллельно с плакатами создавал станковые шелкографии: «Рыбачьи лодки», «Нью-Бедфорд» (обе – 1936), «Полтонны рыбы» (1938), «Юная девушка», «Интерьер станции», «Декоративная империя» (все – 1939) и др. Под его влиянием шелкоэкранная печать постепенно заняла видное место в изобразительном искусстве. В числе сотрудничавших в те годы с шелкографским цехом художников – Э. Олдс, Г. Готлиб («Ни дождя, ни снега», 1937; «Удача рыбаков», 1939), Л. Лозовик, Х. Дж. Варсагер. Подавляющее большинство выпускавшихся тогда эстампов на оборотной стороне листа помечено штампом: New York City WPA Art Project («Художественный проект Нью-йоркского отделения Управления выполнением общественных работ»).
Около 1937 г. новый метод начал использовать М. А. Кон, впервые заинтересовавшийся шелкографией в 1920-х гг., на занятиях в студии прикладного искусства. Шелкографии Кона – лирические пейзажи нью-йоркских окраин с реалистической трактовкой натурных мотивов. Запечатлённые в ритме будничной, медленно текущей жизни, образы природы сдержанны, композиции уравновешенны: «Река Гарлем» (1937), «Делавэр в Истоне» (1938), «Дорога на Истон» (1942), «Нью-Йоркская гавань» (1943), «Игрушечные лодки» (1944), «Берег», «Бруклинский мост», «На пляже», «Рыбаки» (оба – 1945), «Хайанниспорт» (1948). Цветные эстампы Кона по фактуре близки его акварелям, на основе которых и делались тиражные композиции.
В 1940 г. М. А. Кон, Э. Велонис, Х. Дж. Варсагер и ряд других нью-йоркских художников стали соучредителями Национального общества сериграфии (National Serigraph Society) – организации, призванной популяризировать шелкографию как графический метод. В задачи общества входили организация и проведение выставок, мастер-классов, лекций, а также издательская деятельность. В 1942 г. Кон в соавторстве с Дж. И. Бигеляйзеном написал адресованную художникам-графикам книгу «Шелкография как изобразительное искусство» (см.: Biegeleisen. 1942). Ставший востребованным труд пережил несколько переизданий. Осознав потенциал техники, к 1950-м гг. Кон организовал собственную студию печатной графики, где в числе прочих преподавал азы трафаретного метода начинающему художнику Э. Уорхолу.