Лозовик Луис
Лозови́к Лу́ис (Луи Лозовик, Louis Lozowick; настоящие имя и фамилия – Лейб Лозовик) [10(22).12.1892, село Людвиновка Макаровской волости Киевского уезда Киевской губернии, Российская империя, ныне Макаровский район Киевской области, Украина – 9.9.1973, Саут-Ориндж, штат Нью-Джерси], американский гравёр, живописец, искусствовед.
С 1903 г. жил в Киеве, обучался в Киевском художественном училище (1904–1906). В 1906 г. эмигрировал в США, имя Лейб сменил на Луис, окончил общеобразовательную школу в Ньюарке, штат Нью-Джерси (1911). Дальнейшее художественное образование получил в консервативной Национальной академии дизайна в Нью-Йорке (1912–1915) и в более либеральном Университете штата Огайо в Колумбусе (1915–1918). В 1918–1919 гг. доброволец Медицинской службы армии США, в 1919 г. совершил путешествие по крупным промышленным городам (Миннеаполис, Питтсбург, Чикаго и др.), получил гражданство США. В 1920 г. жил в Париже, в 1921–1924 гг. – в Берлине. В эти годы познакомился с Ф. Леже, Т. ван Дусбургом, Л. Мохой-Надем, Д. П. Штеренбергом, Н. Габо и др., с авангардными течениями искусства и дизайна, примкнул к немецкому художественному объединению «Ноябрьская группа». С Л. М. Лисицким в 1922 г. побывал в Москве, где встречался с В. Е. Татлиным, К. С. Малевичем, был в театре В. Э. Мейерхольда на постановке «Великодушного рогоносца» Ф. Кроммелинка, оформленной Л. С. Поповой, а во Вхутемасе видел экспериментальные работы А. М. Родченко и его учеников. Под влиянием европейских и советских впечатлений, в первую очередь кубизма и конструктивизма, обратился к эстетике современного ему «века машин», урбанистической и индустриальной тематике, поданной в оптимистическом ключе. Живописью в этом духе активно занялся с 1922 г. («Питтсбург», 1922–1923, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк; наиболее ранние подобные опыты датируются временем около 1919–1920), первые литографии создал в 1923 г. Творчество Лозовика 1920-х гг. отличают динамизм упрощённых форм, энергичные линии, в живописи – контрастность цветов; эти работы вписываются в рамки прецизионизма.
Вернувшись в Нью-Йорк в 1924 г., занимался до конца 1920-х гг. начатой в Берлине полуабстрактной графической серией «Машинные орнаменты», считая, что если в прошлом для орнаментов использовались растительные или животные мотивы, то новой эпохе нужны индустриальные образцы. Эти работы восходят к «проунам» Л. М. Лисицкого, к работам Ф. Леже и т. д. Мотивы «Машинных орнаментов» были использованы Лозовиком в сценографии («Газ» Г. Кайзера, режиссёр М. Геринг, театр «Гудман» в Чикаго; декорации для показа мод и для витрин в нью-йоркском универмаге Lord & Taylor, оба – 1926), в оформлении книг, плакатах, дизайне одежды и др.
В 1924 г. читал лекции о новом искусстве России по приглашению нью-йоркской художественной организации Société Anonyme, которая затем издала его книгу «Современное российское искусство» (1925) на их основе; публиковал статьи о советском искусстве. Эта деятельность стала важным источником знаний о художественной жизни СССР для американских деятелей культуры.
Продолжал создавать живописные полотна с видами американских мегаполисов: «Кливленд» (1926–1927), «Омаха» (1936, оба – частное собрание) и др., однако главным видом творчества Лозовика до конца жизни стала литография. Прецизионистские эстампы «Небоскрёбы» (1926–1927), «Город завтрашнего дня» (1928) постепенно сменялись более «реалистичными» композициями, где на первый план мог выступать человек («Рождение небоскрёба», 1930). Художник, придерживаясь левых политических взглядов, с 1926 г. работал в коммунистическом журнале New Masses, был одним из основателей марксистского объединения деятелей искусства «Клуб Джона Рида» (1929–1935), на базе которого читал лекции и руководил студией графики. Участвовал в организации «Выставки машинного века» в Нью-Йорке (1927), в каталоге которой опубликовал своё эссе 1924 г. «Американизация искусства» о необходимости создания собственной американской эстетики, отражающей суть реальности США, от ландшафта до промышленности. В 1927–1928 гг. вновь посетил СССР в связи со своей персональной выставкой в Музее нового западного искусства в Москве.
С середины 1930-х гг. обращался к остросоциальной тематике: литографии «Сцена забастовки» (1934), «Линчевание» («Закон Линча», 1936), 12 композиций для календаря Американской лиги против войны и фашизма (1936) и т. д. Получил поддержку от государства в рамках «Нового курса»: в Нью-Йорке входил в 1935–1940 гг. (по другим данным, в 1935–1938) в полиграфический отдел Управления выполнением общественных работ (англ. Works Progress Administration), а также по программе помощи художникам Казначейства США создал росписи «Мост Трайборо» и «Нижний Манхэттен» в интерьере нью-йоркского Центрального почтамта (1936–1937). С середины 1940-х гг. жил в г. Саут-Ориндж, штат Нью-Джерси, однако много времени проводил в путешествиях, отражая новые впечатления в литографиях («Цфат. Израиль», 1962; «Древняя крепость. Перу», 1967).