Шейминг
Ше́йминг (от англ. to shame – стыдить), сленговое выражение, которое получило распространение в социальных сетях и обозначает публичное осуждение в форме высмеивания, унижения и травли (кибербуллинга) лица за поведение или поступок, признаваемый некоторым сообществом неподобающим или недопустимым. От других дискриминационных практик шейминг отличается преимущественно средой распространения (онлайн, в меньшей степени офлайн), ограниченным набором оснований (внешность, потребление) и предосудительностью (шейминг, как правило, рассматривается как вредное или антигуманное поведение).
Близким по значению является выражение «блейминг» (англ. blaming – обвинение, порицание), которое в русскоязычном контексте чаще фигурирует в составе сложных слов: виктимблейминг и др. Некоторые исследователи предлагают разграничение этих терминов в зависимости от того, на какое чувство направлен тот или иной механизм: на стыд – в случае шейминга или на вину – в случае блейминга (Лутовинова. 2015). Словоупотребительная практика показывает, что это или любое другое разграничение остаётся условным. Тем не менее блейминг обычно касается вещей более абстрактных, связанных с мировоззрением, линией поведения, образом жизни и мысли, тогда как шейминг направлен на более конкретные и приземлённые вещи – одежду, пищевые привычки, внешний вид.
Наиболее распространёнными видами шейминга выступают:
фэтшейминг (от англ. fat – жирный, полный) и противоположный ему скинни-шейминг (от англ. skinny – худой, тощий) – осуждение и дискриминация за избыточный или недостаточный, по мнению говорящего, вес. Собирательным определением для этих видов шейминга выступает «бодишейминг» (от англ. body – тело);
слатшейминг (от англ. обсценного slut – проститутка) – травля на основании приписываемого объекту распутного образа жизни или соответствующего внешнего вида;
экошейминг – критика за недостаточно экологичное поведение или образ жизни, например чрезмерное потребление бытового пластика, выбрасывание сравнительно новых, ещё пригодных для использования вещей, интенсивные авиаперелёты [иногда называют флайт-шеймингом (от англ. flight – полёт, перелёт)], увеличивающие индивидуальный «углеродный след» (англ. carbon footprint), то есть вредное воздействие на окружающую среду, и т. д.;
митшейминг (от англ. meat – мясо) и противоположный ему веганшейминг – осуждение за употребление в пищу мяса (со стороны вегетарианцев) или, наоборот, излишне строгое следование запрету на употребление пищи животного происхождения.
Выделяют и более экзотические виды шейминга: кофе-шейминг (за одержимость употреблением кофе или покупку чрезмерно дорогих кофейных напитков), шопинг-шейминг (за пристрастие к покупкам), бук-шейминг (от англ. book – книга) (за неоднозначный круг чтения, чаще всего за пристрастие к бульварной литературе и низким жанрам), Бали-шейминг (за увлечение путешествиями, особенно вне обычного отпускного сезона; Бали выбран как наиболее распространённое направление и символ таких поездок) и др. (Галкина. 2020).
Механизм шейминга в современной западной культуре часто сравнивают с японской «культурой стыда», центральную роль в которой играет переживание позора (Бенедикт. 2013). Однако в отличие от восточного «стыда», который носит подчёркнуто овнешнённый ритуализованный характер, шейминг на Западе апеллирует к личной вине и совести субъекта, а потому зачастую оказывается психологически деструктивнее. Общим для обеих культур является отсутствие регламентированного механизма «искупления», то есть реабилитации в глазах сообщества за допущенную оплошность, ставшую поводом к шеймингу. Как отмечает Р. Бенедикт, нравственность человека в такой культуре состоит не в том, чтобы искупить грех, а в том, чтобы его не совершать (Бенедикт. 2013. С. 156).
Негативное отношение к шеймингу связано с приписываемым ему консервативным, реакционным и закрепощающим характером, тогда как сопротивление ему предположительно направлено на эмансипацию неконвеционального образа жизни или предпочтений. Кроме того, шейминг может вызывать такие отрицательные последствия, как вред психическому и физическому здоровью, когда подвергшиеся осуждению люди пытаются резко привести своё поведение к одобряемой норме, не учитывая опасностей и рисков, с которыми это сопряжено.
В современном обществе шейминг превратился в настолько заметный и значимый медийный и социокультурный фактор, что стал объектом изучения социологов, культурологов и исследователей медиа. Так, в московском кампусе Высшей школе экономики в 2020–2022 гг. в рамках бакалаврской программы «Медиакоммуникации» преподавался курс «Онлайн-шейминг» (Онлайн-шейминг).