Шейхи (поэт)
Шейхи́ (Şeyhî; настоящее имя Юсуф Синан Гермияни, Yusuf Sinan Germiyanî) (предположительно между 1373 и 1376, Кютахья, бейлик Гермиян, ныне Турция – около 1431, там же; похоронен в Думлупынаре близ Кютахьи), турецкий поэт. Считается первым османским классическим поэтом.
Из знатной туркменской семьи. Получил образование в Кютахье, затем обучался медицине в Персии (ныне Иран), специализировался на глазных заболеваниях. В период обучения начал проявлять интерес к мистическим доктринам суфизма, увлечение которым усилилось после возвращения поэта на родину и знакомства с шейхом Хаджи Байрамом Вели (1352–1430) из Анкары. В Кютахье Шейхи открыл аптечную лавку и занялся частной практикой. Приобрёл известность как врач, был приглашён лекарем ко двору правителя бейлика Гермиян Якуба II (годы правления 1387–1390, 1402–1411, 1413–1429). Во время похода на Караман в 1415 г. османского султана Мехмеда I Челеби, которого поддержал Якуб II, Шейхи излечил заболевшего правителя и получил место врача при османском дворе. Сохранял должность и при Мураде II. Потом, вероятно, ушёл со службы и вернулся в Кютахью.
Стихи начал писать в юности, ранние произведения подписывал «врач Синан» (Hekim Sinan). При османском дворе встречался с Несими и другими литераторами и интеллектуалами, сблизился с Ахмеди, которого считал другом и наставником. Согласно легенде, взлёту поэтической славы Шейхи помог случай: Ахмеди должен был сочинить касыду для чтения при дворе, но не успел завершить её и принёс во дворец касыду Шейхи. Слушатели усомнились в авторстве произведения, и Ахмеди представил Шейхи при дворе уже как поэта. Позднее современники присвоили ему почётный титул Шейх поэтов (Şeyhü'ş-Şuara), сокращённый вариант которого стал литературным псевдонимом Юсуфа Синана.
Касыды и газели Шейхи отличаются развёрнутыми образами. Тема любви в них переплетается с религиозно-философской; например, о покорности судьбе и об уповании на волю Аллаха говорится:
Караван друзей, я знаю, никому вестей не шлёт,
Иногда лишь колокольчика звучанья надо ждать...
О божественной эманации и соединении с Абсолютом:
Если с солнцем не сольётся эта бедная душа,
Хоть поднимется на небо, света ведь не даст она...
Славу Шейхи принесла любовно-романтическая поэма (месневи) «Хосров и Ширин» («Hüsrev ü Şirin») на традиционный сюжет о страсти шаха Хосрова II Парвиза к красавице Ширин, написанная, вероятно, по заказу Мурада II. Шейхи опирался на произведение Низами Гянджеви; поэма долгое время ошибочно считалась вольным переводом-переложением поэмы Низами. В структуре и развитии сюжетных линий заметно влияние поэм «Шах-наме» Фирдоуси (глава о восстании Бахрама Чубина) и «Хосров и Ширин» (1367) Фахреддина Якуба ибн Мухаммеда по прозвищу Фахри (род. 1318) (батальные сцены и сокращение линии Фархада). Кроме того, Шейхи, следуя за Ахмеди, ввёл в текст месневи вставные произведения иных жанровых форм – газели, касыды и терджибенд. Шейхи не успел закончить поэму, её дополнил некто Руми; во 2-й половине 15 в. племянник поэта Джемали написал к произведению приложение (zeyl).
Согласно Джемали, Шейхи получил от Мурада II или Мехмеда I в благодарность за медицинскую помощь деревню Докузлу (иные названия – Токузла, Докузлар; возможно, в районе Эдирне или Гермияна, Османская империя). При попытке вступить во владение собственностью был избит и ограблен, поскольку султан забыл, что ранее подарил деревню другому царедворцу. После возвращения поэт написал сатиру «Книга осла» («Har-name»; русский перевод 1972), прочтя которую, султан понял свою ошибку и восстановил права Шейхи на Докузлу. В основе сюжета притча о трудолюбивом осле и праздном быке. Осёл завидует быку, который целый день ест зерно, а также его рогам, которые принимает за царские венцы. Он съедает зерно быка, за что хозяин отрезает ослу уши и хвост; обыгрывается турецкая поговорка: «Когда искал рога, потерял уши». Старый ишак объясняет молодому, что быка откармливают на убой, а мясо ослов не едят. «Книга осла» – одно из ранних юмористических и первое известное сатирическое произведение турецкой литературы.
Шейхи – автор первой турецкой мерсие (mersiye; элегия по случаю смерти), посвящённой некоему Мехмед-паше Мустафе. Поэту приписывают авторство «Книги сна» («Hab-name»; текст утерян), возможно написанной в подражание Аттару, и медицинского трактата.
На произведения Шейхи написано более 45 назире – поэтических откликов-подражаний, среди авторов которых Физули и Бакы. Его творчество удостоилось похвалы Неджати. Лятифи (1491–1582), автор османской поэтической антологии (тезкере) (1546), писал о Шейхи: «Избранные люди и простой народ знали его стихи и переписывали их» (цитируется по: Маштакова. 1972. С. 64).