ОбразцовАлексейВасильевич

Всего статей: 28
Литераторы
Левенд Агях Сырры
Леве́нд Агя́х Сырры́ (1894–1978), турецкий литературовед, писатель, публицист. Один из организаторов издания турецкой энциклопедии (c 1945). Наиболее значимое произведение – «Уроки по истории литературы» (1932–1938). Нашёл и опубликовал считавшиеся утерянными произведения Наби Юсуфа, Невизаде Атайи, Али Ашик-паши, Субхизаде Фейзи и др. Исследовал творчество Хюсейна Рахми Гюрпынара, Алишера Навои. Автор обобщающего труда «История турецкой литературы» (1973, не окончен), сборника публицистики «Этапы развития и упрощения турецкого языка» (1949).
Литература
Литераторы
Орхан Кемаль
Орха́н Кема́ль (1914–1970), турецкий писатель. В центре большинства произведений – жизнь социальных низов в подчёркнуто будничных обстоятельствах. Для прозы, представленной, в частности, повестями «Отчий дом» (1949), «72-я камера» (1954), романами «Джемиле» (1952), «На урожайных землях» (1954), характерны предельная индивидуализация речевых характеристик, обилие диалектизмов и арготизмов; в ней последовательно реализован принцип «деавторизации», при котором события описаны через восприятие их персонажами.
Литература
Литераторы
Месихи
Месихи́ (около 1470 – 1512), турецкий поэт, каллиграф. Автор первого турецкого шехренгиза (разновидность городской поэмы) «Восхваление красавцев Эдирне» и первого турецкого письмовника «Столепестковая роза» (оба – начало 16 в.). Мерсийе (элегия) на смерть покровителя поэта – великого везира Хадима Али-паши, касыда «Весенние стихи» и мюребба (разновидность строфики) «Пробуждение весны» признаны эталонами соответствующих жанровых форм. С переводов «Пробуждения весны» на европейские языки (18 в.) началось знакомство Европы с турецкой литературой.
Месихи. Столепестковая роза. Ок. 1575–1625
Литераторы
Намык Кемаль
Намы́к Кема́ль (1840–1888), турецкий писатель, общественный и политический деятель. В 1865 г. участвовал в создании тайного общества «Новые османы». Первый поэтический сборник («Divan», 1858) принёс ему славу одного из самых одарённых поэтов неоклассической школы. Испытал влияние европейского романтизма. Зрелая лирика примечательна мотивами патриотизма и панисламизма при сохранении классической формы стиха. Автор пьесы «Гюльнихаль» (1875), романов «Предостережение, или Приключения Али-бея» (1876), «Джезми» (1880) и других произведений.
Персоналии
Литераторы
Назым Хикмет
Назы́м Хикме́т (1902–1963), турецкий писатель, драматург, общественный деятель. Стремление соединить прозу и поэзию, лирику и публицистику в рамках одного произведения нашло отражение в романе в стихах «Почему Бенерджи покончил с собой?» (1932) и поэме «Письма к Таранта Бабу» (1935) и достигло кульминации в многослойном сочинении «Человеческая панорама» (частично издано в 1952–1960; полностью опубликовано в 1966). Среди других произведений: пьесы «Череп» (1932), «Забытый человек» (1935), «Легенда о любви» (1952), автобиографический роман «Жизнь – хорошая штука, брат» (1967), поэтические сборники.
Назым Хикмет. 1951
Литераторы
Реджаизаде Махмуд Экрем
Реджаизаде́ Махму́д Экре́м (1847–1914), турецкий писатель. Произведениям, написанным в русле сентиментализма, свойственна идеализация простой жизни на лоне природы; их герои – обычные люди. Ввёл в турецкую литературу жанры баллады и романса. Наиболее известны поэтические сборники «Мелодия утренней зари» (1871), «Дар юности» (1873), «Напевы» (в 1883–1885 вышли три одноимённых сборника), «Проклятие» (опубликован в 1916). В романе «Любовь к фаэтонам, или Любовь Бехруз-Бея» (1896–1898) отразилось влияние Намыка Кемаля, друга и учителя Реджаизаде. Переводил европейскую литературу (в том числе французскую и итальянскую). Среди других произведений – курс лекций «Учение о литературе» (1880), положивший начало спору «восточников» и «западников» (лидером последних стал Реджаизаде) о путях развития турецкой культуры.
Махмуд Экрем Реджаизаде
Литераторы
Фикрет Тевфик
Фикре́т Тевфи́к (1867–1915), турецкий поэт. Крупнейший представитель турецкой литературы конца 19 – начала 20 вв. В 1896–1901 гг. главный редактор литературно-художественного журнала Servet-i Fünun. Реформировал османскую лирику: ввёл фонетическую (звуковую) систему рифмовки взамен повторения опорных букв, ступенчатую строку, позволившую развивать одну мысль в нескольких бейтах. Наиболее известны стихотворения, направленные против султанского режима («Рыбаки», опубликовано в 1899; «Туман», опубликовано в 1908), и сборник «Разбитый рубаб» (первое издание – 1896, наиболее полное – 1909). Увлечение идеями русской Революции 1905–1907 гг. отразилось в антиклерикальной поэме «Древняя история» (1905, опубликована в 1920). Надежду на прогресс и уничтожение тирании в Турции связывал с молодёжью: стихотворение «Если наступит утро» (1901–1905, опубликовано в 1911) и др. С воодушевлением воспринял Младотурецкую революцию 1908 г. (сборник «Тетрадь Халюка», 1911), но впоследствии разочаровался в ней.
Фикрет Тевфик. 1909
Литераторы
Сабит Алаеддин
Саби́т Алаедди́н (Alâeddin Sabit) [1650(?) – 1712], турецкий поэт. Родился в Боснии; предположительно имел нетюркское происхождение. В юности жил в Стамбуле, затем служил кади в различных вилайетах Османской империи. Был дружен с поэтом Юсуфом Наби, считал себя его учеником. Лирика А. Сабита отличается острым сарказмом и мастерским использованием риторических фигур, построенных на игре слов. Язык произведений архаичен и нов одновременно: наряду с устаревшими арабо-персидскими формами встречаются просторечные турецкие идиомы и вульгаризмы. Наиболее известны 5 небольших поэм. «Мираджие» («Miraciye»; другое название «Перевод и комментарии сорока хадисов», «Hadis-i Erbain Tercüme ve Tefsiri») сочетает стихотворные и прозаические фрагменты; была преподнесена султану Ахмеду III; примечательна описанием путешествия Пророка на небеса (священный сюжет трактуется в юмористическом ключе). «Эдхем и Хума» («Edhem va Huma») излагает историю несчастной любви водоноса к дочери падишаха, исполнена резкого антисословного пафоса. «Книга побед» («Zafer-name») посвящена победам крымского хана Селима Гирея I над русскими войсками под командованием князя В. В. Голицына под Перекопом во время Крымских походов. «Рассказ Ходжи Фесада» («Hikâye-i Hoca Fesad»; другое название «Прачечная», «Donlu Dere») – о пройдохе, устраивающем амурные дела приятеля и замужней матроны. Пятая поэма – «Книга брадобрея» («Berber-name») – о том, как молодые повесы разыграли парикмахера. Две последние из названных представляют собой вариации жанра шехренгиз (городская поэма фривольно-гедонистического содержания), долгое время считались непристойными. Среди других произведений – касыды, в том числе «Рамазанийе» («Ramazaniye», 1710 или 1711), посвящённая Великому вазиру Балтаджи Мехмед-паше. В конце жизни вернулся в Стамбул, где умер от дизентерии.
Персоналии
Направления, стили, жанры в литературе
Тарих
Тари́х (от араб. تاريخ – дата, время, эпоха, история), в исламской, в том числе османской, культуре стихотворная, реже прозаическая, выполненная в арабской графике надпись, в которой зафиксирована памятная дата; разновидность хронограммы. Такие надписи, как правило, отмечали год военной победы, восшествия правителя на престол, чьего-либо рождения или смерти, постройки или закладки архитектурного, инженерного сооружения и др. Нередко встречаются на могильных стелах. Чтобы определить дату, складывают числовые значения букв арабского алфавита в слове, следующем за словом «тарих». Например, турецкий поэт Невизаде Атаи (1583–1635) создал эпитафию на смерть Вейси в форме тариха: «Вейси, что был бесподобен в искусстве [написания] газелей / Так, что для определения года его смерти и служит "тарих" газель». Год смерти Вейси зашифрован в слове «газель», состоящем из трёх букв: غ (гайн) = 1 тыс., ﺯ (зайн) = 7 и ل (лам) = 30, что в сумме даёт 1037 г. по хиджре, т. е. 1628 г.
Объекты культуры
1
2
3