Тег

Турецкие поэты

Турецкие поэты
Найденo 14 статей
Ага Мирек. Фаридун, обернувшись драконом, испытывает своих сыновей. Миниатюра из рукописи «Шах-наме». Ок. 1535
Направления, стили, жанры в литературеНаправления, стили, жанры в литературе
Маснави
Маснави́, одна из основных жанровых форм традиционной персидской поэзии. Представляет собой поэму значительного объёма, каждый бейт которой имеет самостоятельную рифму (аа bb cc…). Маснави создавались с использованием как собственно иранских сюжетов (легендарных и исторических), так и сюжетов эллинистического и арабского происхождения. Из ранних образцов сохранился фрагмент книги «Калила и Димна» (или, возможно, «Синдбад-наме») в стихотворной обработке Рудаки (10 в.). В Иране наиболее почитаемая маснави – национальная эпопея «Шах-наме» Фирдоуси (1-я редакция – 994, 2-я редакция – 1010). В 11 в. созданы любовные поэмы «Вис и Рамин» Фахр ад-Дина Гургани, «Варка и Гулшах» Айюки, «Вамик и Азра» Унсури. К форме маснави обращались суфийские поэты 12–13 вв.: Санаи, Аттар, Джалал ад-Дин Руми. Наибольшее количество ответов породила «Пятерица» Низами Гянджеви (12–13 вв.). С 14–16 вв. форма маснави получила распространение во многих литературах Ближнего и Среднего Востока, обогатившись сюжетами местного происхождения. Маснави слагали на тюркских языках, курдском, еврейско-персидском, пушту, урду и др.
Литераторы
Юсуф Наби
Юсу́ф Наби́ (между 1640 и 1642 – 1712), турецкий поэт. Занимал высокие должности при дворе в Стамбуле. Поэтическое и прозаическое наследие велико и разнообразно. Главные произведения – поэма «Хайрабад» (1705), сочетающая в себе персидскую поэтическую традицию (Аттар, Низами Гянджеви) и черты турецких сказок; назидательно-дидактическая поэма «Хайрийе» (1701). Среди других сочинений: «История польского похода и завоевания города Каменец-Подольский», путевые заметки о хадже, диваны стихов на турецком и персидском языках.
Литература
Литераторы
Юнус Эмре
Юну́с Эмре́ (предположительно 1240/1241 – предположительно 1320/1321), турецкий поэт. Бо́льшую часть наследия составляют духовные гимны (иляхи); единственная поэма – «Назидательное послание». В Средние века и Новое время его поэзия была популярна преимущественно в народной среде; в 20 в. стала символом истинно турецкой культуры: сочинения Эмре послужили образцом в процессе модернизации новой поэзии. В 2007 г. в Анкаре открыт Институт имени Юнуса Эмре.
Литература
Страны мира. Литература
Турция. Литература
Литерату́ра Ту́рции начала развиваться в 13 в. на территории Малой Азии, входившей в состав Конийского султаната. Первоначально существовала на тюркском (османском) языке, ныне – на турецком языке. В Средние века поэзия развивалась в 2 направлениях – в русле арабо-мусульманской культуры и в русле тюркского фольклора и эпической традиции. В литературе постклассического периода (18 – 1-я половина 19 вв.) происходило сближение этих направлений; обновлялись традиционные жанры. В период новой литературы (середина 19 в. – 1910-е гг.) появился жанр романа (первый роман – «Любовь Талаата и Фитнат» Шемсеттина Сами Фрашери, 1872); в прозе и поэзии зародились романтизм, символизм, натурализм и реализм; реформировался турецкий стих; активно переводилась европейская литература. В литературе отразился идейный раскол общества: движения «восточников» и «западников» (конец 1870-х гг.); после Младотурецкой революции 1908 г. выделились пантюркистское, османистское и национальное направления. В республиканский период развития (с 1920-х гг.) поэзия обновилась и приобрела гражданский характер (Назым Хикмет); в прозе ведущим было направление «социального реализма»; широко распространилась массовая литература. В 1930-е гг. появился модернизм. С конца 1970-х – начала 1980-х гг. турецкая литература активно осваивает постмодернистские техники и стратегии.
Страница из «Книги моего деда Коркуда». 16 в.
Литературно-исторические памятники
«Тахир и Зохра»
«Тахи́р и Зохра́», средневековая лиро-эпическая поэма (дастан) тюркских народов. Получила распространение в Средней Азии и Поволжье, а также на территории современных Азербайджана и Турции. Основа сюжета – судьба двух влюблённых, Тахира и Зохры, которые разлучены по злой воле отца девушки – падишаха. Сюжет впервые получил литературную обработку в творчестве узбекского поэта Саййоди (17–18 вв.); известна обработка «Тахира и Зохры» туркменским поэтом Молланепесом.
Кадры из кинофильма «Тахир и Зухра». Режиссёр Наби Ганиев. 1945. Открытка
Литераторы
Орхан Кемаль
Орха́н Кема́ль (1914–1970), турецкий писатель. В центре большинства произведений – жизнь социальных низов в подчёркнуто будничных обстоятельствах. Для прозы, представленной, в частности, повестями «Отчий дом» (1949), «72-я камера» (1954), романами «Джемиле» (1952), «На урожайных землях» (1954), характерны предельная индивидуализация речевых характеристик, обилие диалектизмов и арготизмов; в ней последовательно реализован принцип «деавторизации», при котором события описаны через восприятие их персонажами.
Орхан Кемаль
Литераторы
Месихи
Месихи́ (около 1470 – 1512), турецкий поэт, каллиграф. Автор первого турецкого шехренгиза (разновидность городской поэмы) «Восхваление красавцев Эдирне» и первого турецкого письмовника «Столепестковая роза» (оба – начало 16 в.). Мерсийе (элегия) на смерть покровителя поэта – великого везира Хадима Али-паши, касыда «Весенние стихи» и мюребба (разновидность строфики) «Пробуждение весны» признаны эталонами соответствующих жанровых форм. С переводов «Пробуждения весны» на европейские языки (18 в.) началось знакомство Европы с турецкой литературой.
Месихи. Столепестковая роза. Ок. 1575–1625
Литераторы
Намык Кемаль
Намы́к Кема́ль (1840–1888), турецкий писатель, общественный и политический деятель. В 1865 г. участвовал в создании тайного общества «Новые османы». Первый поэтический сборник («Divan», 1858) принёс ему славу одного из самых одарённых поэтов неоклассической школы. Испытал влияние европейского романтизма. Зрелая лирика примечательна мотивами патриотизма и панисламизма при сохранении классической формы стиха. Автор пьесы «Гюльнихаль» (1875), романов «Предостережение, или Приключения Али-бея» (1876), «Джезми» (1880) и других произведений.
Литература
Литераторы
Назым Хикмет
Назы́м Хикме́т (1902–1963), турецкий писатель, драматург, общественный деятель. Стремление соединить прозу и поэзию, лирику и публицистику в рамках одного произведения нашло отражение в романе в стихах «Почему Бенерджи покончил с собой?» (1932) и поэме «Письма к Таранта Бабу» (1935) и достигло кульминации в многослойном сочинении «Человеческая панорама» (частично издано в 1952–1960; полностью опубликовано в 1966). Среди других произведений: пьесы «Череп» (1932), «Забытый человек» (1935), «Легенда о любви» (1952), автобиографический роман «Жизнь – хорошая штука, брат» (1967), поэтические сборники.
Назым Хикмет. 1951
1
2