СулеймановаАлияСократовна

Всего статей: 20
Литераторы
Реджаизаде Махмуд Экрем
Реджаизаде́ Махму́д Экре́м (1847–1914), турецкий писатель. Произведениям, написанным в русле сентиментализма, свойственна идеализация простой жизни на лоне природы; их герои – обычные люди. Ввёл в турецкую литературу жанры баллады и романса. Наиболее известны поэтические сборники «Мелодия утренней зари» (1871), «Дар юности» (1873), «Напевы» (в 1883–1885 вышли три одноимённых сборника), «Проклятие» (опубликован в 1916). В романе «Любовь к фаэтонам, или Любовь Бехруз-Бея» (1896–1898) отразилось влияние Намыка Кемаля, друга и учителя Реджаизаде. Переводил европейскую литературу (в том числе французскую и итальянскую). Среди других произведений – курс лекций «Учение о литературе» (1880), положивший начало спору «восточников» и «западников» (лидером последних стал Реджаизаде) о путях развития турецкой культуры.
Махмуд Экрем Реджаизаде
Литераторы
Фикрет Тевфик
Фикре́т Тевфи́к (1867–1915), турецкий поэт. Крупнейший представитель турецкой литературы конца 19 – начала 20 вв. В 1896–1901 гг. главный редактор литературно-художественного журнала Servet-i Fünun. Реформировал османскую лирику: ввёл фонетическую (звуковую) систему рифмовки взамен повторения опорных букв, ступенчатую строку, позволившую развивать одну мысль в нескольких бейтах. Наиболее известны стихотворения, направленные против султанского режима («Рыбаки», опубликовано в 1899; «Туман», опубликовано в 1908), и сборник «Разбитый рубаб» (первое издание – 1896, наиболее полное – 1909). Увлечение идеями русской Революции 1905–1907 гг. отразилось в антиклерикальной поэме «Древняя история» (1905, опубликована в 1920). Надежду на прогресс и уничтожение тирании в Турции связывал с молодёжью: стихотворение «Если наступит утро» (1901–1905, опубликовано в 1911) и др. С воодушевлением воспринял Младотурецкую революцию 1908 г. (сборник «Тетрадь Халюка», 1911), но впоследствии разочаровался в ней.
Фикрет Тевфик. 1909
Литераторы
Сабит Алаеддин
Саби́т Алаедди́н (Alâeddin Sabit) [1650(?) – 1712], турецкий поэт. Родился в Боснии; предположительно имел нетюркское происхождение. В юности жил в Стамбуле, затем служил кади в различных вилайетах Османской империи. Был дружен с поэтом Юсуфом Наби, считал себя его учеником. Лирика А. Сабита отличается острым сарказмом и мастерским использованием риторических фигур, построенных на игре слов. Язык произведений архаичен и нов одновременно: наряду с устаревшими арабо-персидскими формами встречаются просторечные турецкие идиомы и вульгаризмы. Наиболее известны 5 небольших поэм. «Мираджие» («Miraciye»; другое название «Перевод и комментарии сорока хадисов», «Hadis-i Erbain Tercüme ve Tefsiri») сочетает стихотворные и прозаические фрагменты; была преподнесена султану Ахмеду III; примечательна описанием путешествия Пророка на небеса (священный сюжет трактуется в юмористическом ключе). «Эдхем и Хума» («Edhem va Huma») излагает историю несчастной любви водоноса к дочери падишаха, исполнена резкого антисословного пафоса. «Книга побед» («Zafer-name») посвящена победам крымского хана Селима Гирея I над русскими войсками под командованием князя В. В. Голицына под Перекопом во время Крымских походов. «Рассказ Ходжи Фесада» («Hikâye-i Hoca Fesad»; другое название «Прачечная», «Donlu Dere») – о пройдохе, устраивающем амурные дела приятеля и замужней матроны. Пятая поэма – «Книга брадобрея» («Berber-name») – о том, как молодые повесы разыграли парикмахера. Две последние из названных представляют собой вариации жанра шехренгиз (городская поэма фривольно-гедонистического содержания), долгое время считались непристойными. Среди других произведений – касыды, в том числе «Рамазанийе» («Ramazaniye», 1710 или 1711), посвящённая Великому вазиру Балтаджи Мехмед-паше. В конце жизни вернулся в Стамбул, где умер от дизентерии.
Персоналии
Направления, стили, жанры в литературе
Тарих
Тари́х (от араб. تاريخ – дата, время, эпоха, история), в исламской, в том числе османской, культуре стихотворная, реже прозаическая, выполненная в арабской графике надпись, в которой зафиксирована памятная дата; разновидность хронограммы. Такие надписи, как правило, отмечали год военной победы, восшествия правителя на престол, чьего-либо рождения или смерти, постройки или закладки архитектурного, инженерного сооружения и др. Нередко встречаются на могильных стелах. Чтобы определить дату, складывают числовые значения букв арабского алфавита в слове, следующем за словом «тарих». Например, турецкий поэт Невизаде Атаи (1583–1635) создал эпитафию на смерть Вейси в форме тариха: «Вейси, что был бесподобен в искусстве [написания] газелей / Так, что для определения года его смерти и служит "тарих" газель». Год смерти Вейси зашифрован в слове «газель», состоящем из трёх букв: غ (гайн) = 1 тыс., ﺯ (зайн) = 7 и ل (лам) = 30, что в сумме даёт 1037 г. по хиджре, т. е. 1628 г.
Объекты культуры
Литераторы
Али Сабахаттин
Али́ Сабахатти́н (Ali Sabahattin) (1907–1948), турецкий писатель. Дебютировал поэтическим сборником «Горы и ветер» («Dağlar ve Rüzgar», 1934), в котором прослеживается влияние гражданской лирики Тевфика Фикрета и западноевропейского романтизма. Лирический герой Али – романтический бунтарь, выше всего ценящий справедливость и свободу (как личную, так и общественную), готовый встать на защиту слабого. В ранней прозе также выведены свободолюбивые, мужественные, гордые и сильные духом люди: сборник новелл «Мельница» («Değirmen», 1935), отразивший мечту писателя об идеале и преклонение перед могуществом высокой самоотверженной любви. Рассказы середины 1930-х – начала 1940-х гг. написаны в русле т. н. социального реализма («Toplumsal Gerçekçilik»). В остросоциальных сборниках «Арба» («Kağnı», 1936), «Голос» («Ses», 1937), «Новый свет» («Yeni Dünya», 1943) отражены тяготы существования крестьян, их борьба с неурожаями, непосильными налогами, самоуправством местных властей, богатыми землевладельцами. Резкая сатира, направленная против буржуазного общества, звучит в рассказах и литературных сказках, вошедших в книгу «Хрустальный дворец» («Sırça Köşk», 1947). В романе «Юсуф из Куюджака» («Kuyucaklı Yusuf», 1937) изображена турецкая провинция, где процветают коррупция, разврат и преступность. Заглавному персонажу, наделённому чертами романтического героя лирики и новелл Али, противопоставлен Салахаттин-бей, потерявший веру в себя, в других людей, в идеалы. Проблема слабости человеческой натуры затронута в романе «Дьявол внутри нас» («İçimizdeki Şeytan», 1939; русский перевод 1955), выразившем антифашистские настроения писателя. Отчуждение как главная трагедия турецкого интеллектуала в модернизирующемся обществе – тема романа «Мадонна в меховом манто» («Kürk Mantolu Madonna», 1943; русский перевод 1982).
Персоналии
Литераторы
Ушаклыгиль Халид Зия
Ушаклыги́ль Хали́д Зия́ (Halid Ziya Uşaklıgil) (1866 или 1887 – 1945), турецкий писатель. Из богатой и влиятельной в Константинополе буржуазной семьи. Получил светское образование. Начинал как поэт, но после отрицательного отзыва Муаллима Наджи оставил лирику и обратился к прозе. В рассказах, посвящённых тяготам и несчастьям «маленького человека» (сборник «Последние страницы одного дневника», «Bir Muhtıranın son yaprakları», 1888), прослеживается влияние Ги де Мопассана. Писал в жанре психологического романа: «Немиде» («Nemide», 1892) – о несчастной любви девушки-сироты; «Голубое и чёрное» («Ma’i ve Siyah», 1897), в котором ветвящийся любовный сюжет сочетается с изображением злобной зависти ничтожества к гению, и др. Для большинства романов характерна любовная линия с трагическим финалом; действие разворачивается в среде буржуазии Стамбула; герои, как правило, пассивны, неспособны на выдающиеся поступки. Стиль отличается разнообразием – от лапидарности до витиеватости и высокопарности; в произведения, написанные на языке османской литературы классического периода (15–17 вв.), вплетено большое количество галлицизмов. После Младотурецкой революции 1908 г. писал в основном обширные мемуары и пьесы о женской эмансипации. В 1909–1912 гг. секретарь султана Мехмеда V Решада и депутат парламента. С 1912 г. занимался преимущественно преподавательской деятельностью в университете (Darülfünun). Среди сочинений – повесть «Дневник одного покойника» («Bir Ölünün Defteri», 1892), «История французской литературы 19 века» («Garbdan Şarka Seyyale-i Edebiye: Fransa Edebiyatının Numune ve Tarihi», 1885).
Халид Зия Ушаклыгиль
Литераторы
Набизаде Назым
Набизаде́ Назы́м (Nabizâde Nâzım) (1862–1893), турецкий писатель. Окончил военно-инженерное училище в чине старшего лейтенанта (1884), затем курсы Генерального штаба с присвоением звания капитана. В 1886–1888 гг. преподавал в военных школах математику, фортификацию и топографию. С 1888 г. майор. В 1889 г. прикомандирован к Генеральному штабу (за службу в Сирии в 1890–1891 награждён орденом Меджидие 4-й степени). В литературе дебютировал поэтическим cборником «Я увлёкся» («Heves ettim», 1885). Сотрудничал с различными периодическими изданиями, в том числе с 1891 г. выступал как публицист и переводчик в журнале Servet-i Fünun («Богатство знаний»). Наиболее известны повести «Кара Бибик» («Kara Bibik», 1890) и «Зехра» («Zehra», опубликована в 1896). «Кара Бибик» – история жизни турецкого крестьянина из деревни под Антальей, написанная в русле реализма, – считается предтечей турецкой «деревенской прозы» (середина – 2-я половина 20 в.) Авторское повествование ведётся на литературном турецком языке, персонажи говорят на диалекте; их речь также содержит черты просторечия. «Зехра» – история несчастного брака благородной Зехры и ветреного Субхи. Действие разворачивается в Константинополе (ныне Стамбул) до провозглашения Танзимата. Роковые ошибки, совершённые персонажами под влиянием природных инстинктов, приводят к трагическому финалу. Критика отметила в произведении первые в турецкой литературе попытки психологического обоснования характеров и сюжетных коллизий. Реплики героев насыщены арготизмами и другими элементами речи представителей низов константинопольского общества. Среди других сочинений – стихотворения и сборники рассказов.
Персоналии
Литераторы
Ильхан Аттила
Ильха́н Атти́ла (Attilâ İlhan) (1925–2005), турецкий писатель. Дебютировал в середине 1940-х гг. поэтическими сочинениями в жанре дастана. В творчестве сочетал черты гражданской лирики в духе Назыма Хикмета с экзистенциальным индивидуализмом, выраженным в темах смерти, безнадёжности бытия, одиночества: сборники «Диван» («Divan», 1948), «Бульвар голосов» («Sesler Bulvarı», 1954), «Контрабанда дождя» («Yağmur kaçağı», 1955), «Один день из жизни арестанта» («Tutuklunun günlüğü», 1970) и др. В 1953 г. выпустил первый роман – «Человек с улицы» («Sokaktaki Adam», 1953), главный герой которого, отчуждённый от общества и переживающий внутренний конфликт, схож с персонажами Саита Фаика Абасыяныка. Наиболее удачным произведением Ильхана считается роман «Волчья кормушка» («Kurtlar Sofrası», 1963) о турецких нуворишах, которые после Второй мировой войны 1939–1945 гг., прикрываясь демократическими и религиозными лозунгами, оттесняли от власти приверженцев М. К. Ататюрка. Известность приобрёл и цикл «Отражения в зеркале» («Aynanın İçindekiler»), в который вошло пять исторических романов. В романе «Острие ножа» («Bıçağın Ucu», 1973) дан обзор левого движения в Турции до 1960 г. Роман «Доля гиены» («Sırtlan Payı», 1974) охватывает периоды Балканских войн 1912–1913 гг., Первой мировой войны 1914–1918 гг., национально-освободительной борьбы 1921–1922 гг.; в произведении анализируются события, которые привели к военному перевороту 27 мая 1960 г. в Турции. Роман «Незаживающие раны» («Yaraya Tuz Basmak», 1978) посвящён участию турецких солдат в Корейской войне 1950–1953 гг. Роман «Утренний азан в Константинополе» («Dersaadette Sabah Ezanları», 1971) повествует о годах национально-освободительной борьбы. Роман «Мы в той темноте» («Biz O Karanlıkta», 1998) воссоздаёт судьбу левого движения в Турции в 1940-е гг.
Персоналии
1
2