Сетевой нейтралитет
Сетево́й нейтралите́т (сетевая нейтральность; англ. network neutrality, net neutrality), принцип, согласно которому поставщики интернет-услуг (интернет-провайдеры) не должны оказывать влияние на скорость и возможность передачи информации в своих сетях. Этот принцип касается блокировки трафика, его замедления или ускорения в зависимости от типа или назначения передаваемого контента, его источника, производителя и т. д. Термин был предложен в 2003 г. американским исследователем Т. Ву (Wu. 2003).
Идея равного доступа всех пользователей к информации, распространяемой через Интернет, стала популярной в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Активисты рассматривали Интернет как одно из потенциальных общественных благ наравне с электричеством и дорогами, а значит, доступ к такому благу не должен носить дискриминационный характер. Противниками идеи выступали крупные поставщики интернет-сервисов, инвестировавшие в развитие сетевой инфраструктуры, в том числе широкополосного Интернета.
Крупные кабельные операторы, такие как AT&T Broarband или Comcast, и растущие DSL-провайдеры (Digital Subscriber Line – цифровая абонентская линия), среди которых были Verizon или Sprint, предоставляли интернет-пользователям такие сетевые сервисы, как электронная почта или доступ к Всемирной паутине (WWW) за определённую плату. При этом появлялись новые сервисы, отвечающие растущим потребностям аудитории, которые расценивались частью рыночных игроков как угроза прибыльности их бизнеса и, следовательно, ограничивались (например, были доступны только на более дорогих тарифах) или вовсе запрещались. Так, в пользовательских соглашениях операторов могли запрещаться, например, использование VPN (Virtual Private Network – виртуальная частная сеть) или Wi-Fi-оборудования, создание домашней сети из нескольких компьютеров, онлайн-игры. Это же касалось и коммерческого использования домашнего интернета – его провайдеры тоже не поощряли.
В статье «Сетевой нейтралитет, широкополосная дискриминация» Т. Ву указывал на конфликты между частными интересами поставщиков широкополосного Интернета и общественными интересами в контексте развития конкурентной и поощряющей инновации американской интернет-отрасли ранних 2000-х гг.
Ву рассматривал сетевой нейтралитет в контексте дискриминации поставщиками интернет-услуг определённых сервисов, которые, по мнению игроков на телекоммуникационном рынке, могли нанести вред их бизнесу и сетевой инфраструктуре. Ву отмечал, что предпочтение провайдерами одного класса приложений (оперирующих данными, не требующими большого трафика) другим (включающих передачу больших файлов, голоса или видео) может негативно сказаться на развитии интернет-отрасли. Государственное регулирование в этом случае поможет исключить то, что Ву называет «интернет-дарвинизмом», – ситуации, когда сильнейшие игроки на рынке определяют, для чего конечному пользователю можно использовать Интернет, а для чего нельзя (Wu. 2003. P. 146).
В этой ситуации Ву предложил найти баланс: «...запретить операторам широкополосной связи при отсутствии признаков вреда ограничивать то, что пользователи делают со своим подключением к Интернету, при этом предоставляя оператору общую свободу в управлении пропускной способностью и решении других локальных вопросов» (Wu. 2003. P. 165). Вместо предпочтения одних приложений другим Ву полагал целесообразным ограничивать потребление онлайн-трафика в целом, давая пользователям возможность самим решать, на что его тратить. При этом Ву допускал, что в ряде случаев дискриминация возможна, когда речь идёт, например, о нарушении законодательства либо о причинении физического вреда сетевому оборудованию или инфраструктуре.
Законодательное закрепление принципов сетевого нейтралитета и его отмена в США
Американская федеральная комиссия по связи (Federal Communications Comission, FCC) делала несколько попыток принять правила и законы, пресекающие дискриминацию со стороны провайдеров: в 2005, 2008, 2010 и 2014 гг. Так, в 2008 г. FCC потребовала от телекоммуникационной корпорации Comcast прекратить замедление подключений для обмена файлами по протоколу «BitTorrent», однако федеральный суд признал это требование незаконным.
Возвращение дискуссий о сетевом нейтралитете совпало с совершенствованием цифровых технологий (в частности, новыми возможностями мобильного Интернета) и усилением корпораций эпохи Web 2.0, таких как Apple, Facebook (принадлежит корпорации Meta, которая внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации), Twitter, Google и Amazon. Бросив вызов крупным телекоммуникационным игрокам, они поддержали принципы всеобщего равного доступа к сетевым благам.
Предложенные FCC правила сетевого нейтралитета были одобрены в 2015 г. после широкой общественной кампании (с участием медиаселебрити, например телеведущего и комика Дж. Оливера): поставщики широкополосного интернета были с некоторыми оговорками признаны common carriers, т. е. компаниями, предоставляющими услуги связи общего пользования, и были поставлены в один ряд с традиционными телефонными операторами.
Однако в 2017 г. после избрания президентом США Д. Трампа, назначенный им новый глава FCC – А. Пай отменил принятые ранее правила и вернул провайдерам свободу ограничения трафика в своих сетях. Это означало, например, что интернет-провайдер мог брать дополнительную плату за пользование сервисами онлайн-видеозвонков (например, Skype) или ограничивать трафик таких видеосервисов, как Netflix или YouTube.
Данное решение вызвало дебаты среди политиков, исследователей и представителей телекоммуникационной отрасли, свидетельствующие об отсутствии консенсуса по вопросу сетевого нейтралитета. Несмотря на отмену принципа сетевого нейтралитета на федеральном уровне, в США предпринимаются попытки закрепления его на уровне законодательства штатов, таких как Вашингтон, Орегон, Калифорния, Гавайи, Монтана, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Вермонт.
Дискуссии о сетевом нейтралитете в России
В 2016 г. рабочая группа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) утвердила не имеющие юридической силы базовые правила, допускающие ограничения трафика в ряде случаев (например, при аварийной ситуации или кибератаках). Крупные российские телекоммуникационные компании («МегаФон», МТС, «Вымпелком», «Ростелеком») и интернет-игроки (корпорации «Яндекс», Mail.ru) с этими правилами согласились. Несмотря на то что понятие «сетевая нейтральность» не закреплено в отечественном законодательстве, его рамочные принципы заложены в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральном законе от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».
В 2018 г. в российских СМИ появился ряд публикаций о предложении Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Правительству РФ закрепить принцип сетевой нейтральности на законодательном уровне. Однако эта инициатива была раскритикована операторами связи, т. к. «принцип сетевой нейтральности противоречит логике развития сетей связи и новым технологиям» (Кодачигов. 2018), в частности сотовой связи нового поколения (5G), требующей давать приоритет определённым типам трафика. В связи с этим было принято решение не вводить дополнительное государственное регулирование.