Маскировка Москвы в начале Великой Отечественной войны
Маскировка Москвы в начале Великой Отечественной войны. В самом начале Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., 9 июля 1941 г., Государственный комитет обороны (ГКО) СССР выпустил постановление № 73с «О создании службы маскировки при Московском совете». Архитекторам и художникам предстояло изменить облик ключевых столичных сооружений. Среди них указывались оборонные заводы, водопроводные станции, Московский Кремль, Центральный телеграф, нефтехранилища и городские мосты – все они должны были стать «невидимыми» для лётчиков люфтваффе.
Службу маскировки возглавил архитектор Б. М. Иофан, архитектор Дворца Советов, в марте 1941 г. получивший Сталинскую премию 2-й степени за проект павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937). Он предложил провести маскировочные работы двух типов. Так, планировалось создание плоскостных имитаций – раскраска крыш домов, мостовых, тротуаров, площадей: с высоты они должны были казаться жилыми кварталами. Фасады крупных построек требовалось визуально «раздробить», поэтому их части окрашивали в разные цвета: так создавалось впечатление застройки из нескольких меньших по размеру зданий. Второй вид маскировки – объёмные имитации: деревянные, фанерные и тканевые макеты домов, целых кварталов и мостов в натуральную величину.
Главное внимание уделялось Московскому Кремлю: из-за узнаваемой планировки в виде неправильного треугольника он легко «считывался» с высоты и потому мог в первую очередь пострадать от авиаударов. С южной стороны его также «выдавала» излучина Москва-реки. 26 июня 1941 г. комендант Кремля Н. К. Спиридонов представил наркому внутренних дел, заместителю председателя Совета народных комиссаров и члену ГКО СССР Л. П. Берии записку о необходимости маскировки Кремля, приложив к ней планы, подготовленные Б. М. Иофаном и Ф. Ф. Федоровским – сценографом, автором рубиновых звёзд для кремлёвских башен (1937). Официально проект был принят и утверждён 14 июля, хотя работы по изменению облика кремлёвских построек начались ещё 28 июня. В ночь на 22 июля произошла первая бомбардировка Москвы, а к 1 августа маскировочные работы были завершены.Кремль слился с окружающей застройкой. Путь от Спасской башни до Боровицкой засыпали песком, чтобы сделать треугольную планировку менее узнаваемой. Зубцы кремлёвских стен частично скрыли за выполненными из дерева, фанеры и брезента конструкциями, имитирующими жилые постройки. Звёзды башен погасили и обтянули маскировочными сетками. Золочёные купола храмов (Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церквей Двенадцати Апостолов и Ризоположения, колокольни Ивана Великого) стали серыми, с них сняли кресты. Стены соборов и башен также покрасили в камуфляжные цвета. Зелёные крыши кремлёвских построек покрыли коричневой краской: она имитировала ржавчину на кровлях обычных московских домов. На Красной площади, в Тайницком саду и по наружному контуру Александровского сада построили фанерные декорации городских кварталов. В июле 1941 г. тело В. И. Ленина перевезли в Тюмень, а мавзолей «превратили» в трёхэтажный «жилой дом», накрыв раскрашенными полотнищами, сшитыми вместе и натянутыми на каркас из металлических труб.
29 июля майор государственной безопасности Н. С. Шпигов, майор Баданин и художник Ф. Ф. Федоровский осмотрели маскировку Кремля с самолёта «Дуглас» с высоты в тысячу метров (Заключение по осмотру маскировки Московского Кремля с самолета. Не ранее 29 июля 1941 г. // Электронная библиотека исторических документов). По их предложению работы охватили прилегающие территории: Александровский сад, площадь Свердлова (ныне Театральная площадь) и Манежную площадь, начало улицы Горького (ныне Тверская улица), Водоотводный канал и набережные Москвы-реки.
Среди других значимых объектов в столице были замаскированы Большой театр, Манеж, ГУМ, Средние торговые ряды, гостиница «Москва», здание Госплана СССР (ныне здание Государственной думы РФ), Дом правительства, Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина, Центральный театр Красной армии и др. Между Большим Москворецким и Большим Каменным мостами воздвигли макет несуществующей переправы. Стадион «Динамо» превратился в парк: зимой 1942 г. на футбольном поле высадили ели. В работах принимали участие многие известные архитекторы: Н. Дж. Колли, К. С. Алабян, Д. Н. Чечулин и др.
К началу августа 1941 г. основной объём работ по маскировке Москвы был выполнен, но отдельные мероприятия проводились до середины следующего года.
С начала войны до лета 1942 г. столица подверглась 125 воздушным налётам, в результате которых пострадало более 220 зданий. Восемь из этих атак пришлись на Московский Кремль, но благодаря проведённым маскировочным работам ни одна из бомбардировок не нанесла ему серьёзного урона. При реставрации Кремля (1946–1953) стенам и башням вернули красный цвет, черепичные покрытия шатров обновили, с куполов храмов счистили серую краску.