Марсово поле (Санкт-Петербург)
Ма́рсово по́ле, площадь в Санкт-Петербурге.
Пространство будущей площади определилось в 1-й четверти 18 в., когда для осушения земли между реками Нева и Мойка были прорыты Лебяжий и Красный каналы: первый ныне отделяет Марсово поле от Летнего сада, второй засыпан в конце 18 в. Возникший в результате участок прямоугольной формы площадью около 11 га стал называться Пустым, или Большим, лугом. В годы правления царя Петра I (с 1721 императора) на лугу проходили военные парады и смотры войск, народные гулянья; устраивались «потешные огни» (фейерверки), с которыми связано ещё одно название этой территории – «Потешное поле». В этот период на лугу были выстроены деревянный Питейный дом (1712), Зверовой двор (1713) с редкими животными, павильон с Готторпским глобусом (1721–1726); близ луга возведены два Летних дворца императрицы Екатерины I – т. н. Золотые хоромы (1712) и Новые палаты (1726; все постройки не сохранились). В связи со строительством дворцов возникло название «Царицын луг».
В 1740-х гг. на Царицыном лугу по указу императрицы Анны Иоанновны был устроен сад «Променад», в его создании участвовали Б. Ф. Растрелли и М. Г. Земцов. Несохранившиеся барочные Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны на берегу Мойки (1741–1744) и Оперный дом (1750; оба – архитектор Растрелли) положили начало архитектурному обрамлению будущей площади.
В конце 1760-х – 1780-х гг. произошли значительные изменения в облике северной части Царицына луга. Здесь в стиле классицизма были построены Мраморный дворец (1768–1785, архитектор А. Ринальди), дома Н. И. Салтыкова (1784–1788, архитектор Дж. Кваренги) и И. И. Бецкого (1784–1787). У западной границы луга в 1770-х – 1780-х гг. появился Воспитательный дом (архитектор Ю. М. Фельтен), а также ряд частных жилых сооружений. Эти постройки создали гармоничное классицистическое оформление пространства Царицына луга.
С 1779 г. (по другим сведениям, с 1781) здесь находился Вольный Российский театр, созданный под руководством К. Книппера; с 1783 г. он реорганизован в Малый (Деревянный) театр; в 1797 г. разобран.
При императоре Павле I на месте снесённого Летнего дворца Елизаветы Петровны возведён Михайловский замок (1797–1800, архитекторы В. И. Баженов, В. Бренна), который оформил вид на юго-восточный угол Царицына луга. Сама площадь была выровнена, укреплена и превращена в военный плац. В 1799 г. в южной части луга близ Мойки установлен обелиск П. А. Румянцеву-Задунайскому (архитектор В. Бренна; в 1818 перемещён на Васильевский остров), затем памятник А. В. Суворову (1799–1801, скульптор М. И. Козловский; в 1818 перенесён ближе к набережной Невы). Полководец представлен в образе бога войны Марса, который стал символом русской воинской доблести и дал современное название площади (по образцу одноимённого плаца, позднее парка, в Париже), закрепившееся после победы в Отечественной войне 1812 г. Название «Марсово поле» подчеркнуло и значимость этой территории для военной жизни столицы в 19 в. Однако наименование «Царицын луг» продолжало широко употребляться до начала 20 в.
После 1812 г. К. И. Росси перепланировал район, прилегающий к Марсову полю. В 1819–1825 гг. по его проекту за Мойкой построен Михайловский дворец (ныне здание Русского музея); продолжена до Марсова поля Садовая улица, проложен проезд вдоль Мойки, сооружены пять мостов через Фонтанку, Мойку и Лебяжий канал. У набережной Невы на месте сада между Мраморным дворцом и домом Н. И. Салтыкова образована предмостная площадь Троицкого плашкоутного моста, куда Росси переместил памятник Суворову. К западу от Марсова поля был создан строгий классицистический комплекс казарм лейб-гвардии Павловского полка (1817–1819, архитектор В. П. Стасов; перестроены из здания Воспитательного дома). Протяжённые фасады здания с их сдержанным декором и крупными дорическими портиками во многом определили облик и масштаб ансамбля площади. Архитектура казарм была поддержана оформлением фасада построенного рядом Дома Адамини (1823–1827, архитектор Д. Ф. Адамини), который замкнул западную границу площади. Реализованные градостроительные проекты 1-й трети 19 в. позволили связать пространство Марсова поля с прилегающими сооружениями, улицами и площадями в единый ансамбль и соединить его с Невским проспектом.
Во 2-й половине 19 в. Марсово поле вновь использовалось для праздничных гуляний и развлечений (например, на масленицу, Пасху; в день тезоименитства императора): здесь строились временные катальные горы, карусели, помосты для выступлений балаганных театров; устраивались заезды велосипедистов. На площади также проводились военные парады. Однако в этот период Марсово поле оставалось неблагоустроенным плацем, который местные жители называли «петербургской Сахарой» из-за большого количества пыли.
В 1910 г. архитектурный ансамбль площади дополнил железобетонный скетинг-ринк для катания на роликовых коньках (архитектор Е.-К. Ф. Шрётер; не сохранился).
Современный вид Марсово поле приобрело после 1917 г. В его центре, над могилами похороненных здесь участников Февральской революции 1917 г., установлен памятник «Борцам революции» (1917–1919, архитектор Л. В. Руднев, автор текста эпитафий на гранитных плитах – А. В. Луначарский). В 1918 г., в годовщину Октябрьской революции 1917 г., Марсово поле было переименовано в площадь Жертв Революции; в 1944 г. возвращено прежнее название. В 1920–1923 гг. площадь была превращена в партерный сад со строгой геометрической планировкой (архитектор И. А. Фомин, ландшафтный архитектор Р. Ф. Катцер), но сохранила сформированную ранее пространственную структуру. В 1957 г. по проекту архитектора С. Г. Майофиса на Марсовом поле сооружён первый в СССР Вечный огонь.