Квадрига
Квадри́га (лат. quadrigae – четвёрка, от quattuor – четыре и jugum – хомут), античная боевая или беговая двухколёсная колесница, запряжённая в один ряд четвёркой лошадей. Первоначально (с 7 в. до н. э.) применялась лишь для спортивных состязаний. Постепенно стала использоваться как почётная колесница, в Древнем Риме – атрибут триумфа императора. В эпоху Античности, наряду с квадригами, применялись колесницы, запряжённые парой лошадей (биги) или тройкой (триги).
Квадрига в ристаниях колесниц
Данный тип упряжки был наиболее популярным в ристаниях колеcниц, т. к. имел наиболее оптимальные показатели скорости и манёвренности. Гонки на квадригах были включены в программу античных Олимпийских игр, а также других региональных соревнований (Панафинейские, Истмийские, Пифийские, Немейские и другие игры). Чтобы принять участие в гонках, от возничего требовалось немалое мастерство, т. к. квадригами было управлять сложнее, чем бигами и тригами. Обычно атлеты достигали пика своей славы именно на данном типе упряжки. Победители значимых состязаний (например, гонок в Большом цирке Рима) удостаивались официальных почестей. Наиболее известным римским колесничим, соревновавшимся на квадригах, был Гай Аппулей Диокл, который выиграл 1462 гонки из 4257, о чём свидетельствуют 2 почётные прижизненные таблички в Риме и Пренесте (ныне Палестрина). К моменту завершения 24-летней карьеры в возрасте 42 лет сумма его выигрыша составляла огромные для того времени 35 млн сестерциев. Гонки на квадригах за счёт скорости были опасным видом спорта, нередко возничие гибли на ипподромах или получали серьёзные травмы. Происходили случаи и умышленного травмирования оппонентов. Спортивные состязания с участием квадриг показаны в фильме «Бен-Гур» (1959, режиссёр У. Уайлер), получившем приз «Золотой глобус» за постановку натурной сцены гонок на колесницах (Special Achievement Award). Гонки на квадригах упоминаются у Гомера, Пиндара и других античных авторов.
Квадрига в изобразительном искусстве
Изображения квадриг встречаются на древнегреческих вазах (гидрия, около 520 до н. э., предположительно художник Антимен, Музей искусств, Кливленд, штат Огайо), в росписях италийских гробниц (например, луканских 4 в. до н. э.; ныне в Археологическом музее Пестума), на древнеримских рельефах, мозаиках, фресках («Венера, управляющая квадригой из слонов», роспись мастерской Вецилия Верекунда в Помпеях, 1 в. н. э.), монетах и др.
К наиболее ранним изображениям квадриги в виде круглой скульптуры принадлежит несохранившаяся терракотовая колесница Юпитера – акротерий на кровле посвящённого ему храма на Капитолийском холме в Риме. По сообщению Плутарха, скульптурную группу заказал в Вейях у этрусских мастеров царь Луций Тарквиний Гордый, однако установили её лишь после его изгнания и начала республиканского периода, в конце 6 в. до н. э. (Сравнительные жизнеописания. Попликола. 13–14). Плиний Старший называет имя скульптора, изготовившего квадригу, – Вулка (Естественная история. XXXV. 157). В начале 3 в. до н. э. это произведение заменили на новое, предположительно бронзовое (не сохранилось).
Известна конная колесница со статуями правителя Карии Мавсола и его супруги Артемисии II, которая увенчивала Галикарнасский мавзолей (около 350 до н. э.; сохранилась фрагментарно, Британский музей, Лондон). Четвёрка коней из золочёной бронзы украшала верхнюю часть фасада собора Святого Марка в Венеции (изготовлены предположительно в 4 в. н. э.; находились на ипподроме в Константинополе, вывезены в Венецию в 1204 в ходе Четвёртого крестового похода; ныне заменены копией, оригинал – в музее собора).
В классической архитектуре Нового времени скульптурные квадриги обычно помещали на перекрытия триумфальных арок, а также на фронтоны и аттики зданий. Такими колесницами, чаще всего стоя, управляли богиня Славы или Победы, Гелиос или Аполлон (либо аллегорическая фигура Свободы, Единства, Прогресса и т. д.). К наиболее знаменитым квадригам, запряжённым конями, в монументальном искусстве относятся: квадрига богини Победы на Бранденбургских воротах в Берлине (установлена в 1794, скульптор И. Г. Шадов; после Второй мировой войны 1939–1945 заменена копией), квадрига Аполлона на аттике Александринского театра в Санкт-Петербурге (1830–1832, скульптор С. С. Пименов) и над фронтоном Большого театра в Москве (середина 1850-х гг., скульптор П. К. Клодт). Львы влекут квадригу с аллегорической фигурой Баварии на Воротах Победы в Мюнхене (завершены в 1852, скульптор И. М. фон Вагнер и др.), пантеры – колесницу Диониса и Ариадны над главным входом в здание Саксонской государственной оперы в Дрездене (1877, скульптор И. Шиллинг).