Кикины палаты
Ки́кины пала́ты (палаты А. В. Кикина), памятник архитектуры в Санкт-Петербурге, образец российского дворцового строительства начала 18 в.
История
Сооружение дворца по заказу сподвижника Петра I адмиралтейств-советника А. В. Кикина началось в 1714 г. на Первой (Каменной) линии – современной Шпалерной улице близ Смольного монастыря. В 1718 г., до завершения строительства, Кикин был казнён, а его имущество перешло в казну; в его дворце разместили коллекцию Кунсткамеры и библиотеку Петра I. Для этих целей сооружение было достроено и приспособлено под музейные нужды. Там же по меньшей мере с 1724 г. располагалась казна Академии наук. Открывшаяся в 1719 г. экспозиция в палатах Кикина – первая общедоступная экспозиция Кунсткамеры.
В конце 1726 г. коллекцию и библиотеку Петра I было решено перенести в специально возводившееся для их размещения здание на Васильевском острове, а палаты весной 1727 г. были пожалованы во владение Антону Игнацу Амадеусу Рабютену, графу де Бюсси, чрезвычайному посланнику и полномочному министру Священной Римской империи в России. После смерти Рабютена палаты занял сменивший его на посту летом 1728 г. граф Франц Карл Вратислав фон Митровиц, в связи с чем создана первая опись палат и близлежащих построек: конюшни, кухни, бани, ветхой деревянной «ляборатории» и дома аптекаря (1728). В 1729 г. дочь Кикина Екатерина подавала прошение на возврат отцовского имущества, в том числе палат, однако оно не было удовлетворено.
Вероятно, после отъезда графа Ф. К. Вратислава фон Митровиц в январе 1733 г. в палатах Кикина недолго квартировал Кирасирский Минихов полк. В августе 1733 г. палаты, все близлежащие постройки и земли между современными Смольным монастырём и Таврической улицей по указу императрицы Анны Ивановны переданы лейб-гвардии Конному полку; в здании разместились полковые магазины и штаб, затем лазарет, полковая церковь [освящена 12(23) декабря 1743] и канцелярия. Перестройкой второго этажа под церковь руководил Б. Ф. Растрелли (завершена в 1744). В её результате большой зал на 2-м этаже утратил второй ярус окон и обрёл новую планировку с трапезной и алтарной частью; над залом был возведён купол, по которому за всем зданием закрепилось название «круглый дом». Палаты стали центральным компонентом застройки Конногвардейской слободки, формировавшейся в 1740–1780-х гг.
В июне 1800 г. вся Конногвардейская слободка была передана в частные руки (значительную часть, за исключением «круглого дома», приобрело Артиллерийское ведомство). В 1830–1840-х гг. в Кикиных палатах располагалась канцелярия гарнизонного батальона, а в 1900-х гг. – канцелярия Офицерской кавалерийской школы. В 1917 г. здание стало жилым, хотя до 1952 г. оставалось в распоряжении военного ведомства.
В 1941–1944 гг., в ходе Великой Отечественной войны, палаты пострадали от обстрелов и пожаров; при этом под осыпавшейся штукатуркой были обнаружены следы первоначального декора. В 1948 г. при сравнении планов палат А. В. Кикина и Нагорного дворца в Петергофе историк архитектуры А. Н. Петров предположил, что они выстроены по одному проекту. В 1952–1956 гг. под руководством И. Н. Бенуа проведена реставрация палат, придавшая им современный облик.
В 1957–1979 гг. в палатах располагался Дом пионеров и школьников Смольнинского района; в 1979–1995 гг. – Детская музыкальная школа № 12 Центрального района; с 1995 г. здание занимает созданный на её базе Санкт-Петербургский музыкальный лицей.
В 2020 г. проведена реставрация фасадов дворца.
Архитектура
Изначально здание, по-видимому, представляло собой симметричную одноэтажную постройку на высоком цоколе. Позднее, в начале 1720-х гг., был возведён второй этаж, не подразумевавшийся изначальным проектом.
Трёхчастную композицию южного (главного) и северного (паркового) фасадов образуют симметричные ризалиты по сторонам и выделенный по высоте центральный объём с мезонином. Со стороны П-образного главного фасада широкое крыльцо с двумя лестничными маршами вело в парадный вестибюль. Парковый фасад дворца – более протяжённый за счёт удлинённых и в меньшей степени выступающих боковых ризалитов.
Декор дворца, характерный для архитектуры петровского барокко, в целом лаконичен и сдержан. Фасад был оформлен двумя ярусами пилястр (лепной декор практически не подлежит восстановлению; в современном виде пилястры не относятся к какому-либо архитектурному ордеру); они, перемежаясь с окнами и прямоугольными нишами глубиной в полкирпича, создавали сложный ритм, подчёркивая углы и центральные оси фасадных модулей. На главном фасаде над центральным объёмом и боковыми ризалитами реконструируются барочные декоративные фронтоны с волютами.
Согласно описи 1728 г., на парадном этаже, помимо большого центрального зала, освещённого 11 окнами, были сени, 12 «каморок» (комнат), 2 «задцов» (подсобных помещений). Под коллекцию Кунсткамеры было отведено 5 помещений, ещё 3 занимала «весьма красивая библиотека» (Станюкович. 1953. С. 36). Также в описи упоминаются обильно украшенные «деревянные покои»: в них потолки подбиты холстом, стены либо побелены и расписаны, либо обиты шпалерами «по зелёной земле с золотом».
Здание полностью потеряло оригинальный внешний декор в стиле барокко в 1770–1780-х гг., во время очередной перестройки. Пилястры были срублены, а фасады гладко оштукатурены. В ходе реконструкции 1828–1829 гг. по проекту архитектора А. Е. Штауберта мезонин был перестроен в полноценный 3-й этаж, а здание приобрело облик в стиле классицизма: над центральным объёмом со стороны северного и южного фасадов появились строгие треугольные фронтоны, а над боковыми ризалитами – аттики, по верхнему краю стен здания был пущен дорический фриз с триглифами и метопами. В 1874 г. к парковому фасаду добавлены две каменные лестничные пристройки.
В рамках реставрации 1952–1956 гг. позднейшие наслоения были удалены, а зданию возвращены характерные формы петровского времени (за исключением интерьеров, не подлежащих реконструкции). На основе исследований раскрытой кирпичной кладки были восстановлены декоративные элементы фасада, частично заложенные ранее французские окна, определён оригинальный колер стен. Тем не менее изначальный вид постройки был реконструирован лишь приблизительно; при воссоздании отдельных деталей (например, формы фронтонов и мелкой расстекловки окон) реставраторы опирались на другие образцы архитектуры 1-й четверти 18 в., например Нагорный дворец в Петергофе и Меншиковский дворец на Васильевском острове. Крыльцо Кикиных палат (компонент, отсутствующий в Нагорном дворце) воссоздано по образцу оформления входа в палаты П. И. Ягужинского (1715–1722) и А. Ф. Лопухина из рода Лопухиных (оба сооружения – в Санкт-Петербурге).