Критики

Райх-Раницкий Марсель

Райх-Рани́цкий Марсе́ль (Marcel Reich-Ranicki; настоящая фамилия Райх, Reich) (2.6.1920, Влоцлавек, Польша – 18.9.2013, Франкфурт-на-Майне), немецкий литературный критик. Инициатор проектов, способствовавших изучению и популяризации немецкой интеллектуальной литературы 20 в.

Родился в еврейской семье предпринимателя. Учился в немецкой народной школе во Влоцлавеке. После банкротства отца в 1929 г. переехал в Берлин; учился сначала в реальной, а затем в классической гимназии (окончил в 1938). Из-за еврейского происхождения ему было отказано в поступлении в университет. В октябре 1938 г. в ходе депортации польских евреев из Германии принудительно выслан из Берлина; вернулся в Польшу. С 1940 г. помещён в варшавское еврейское гетто. Работал немецко-польским переводчиком в еврейском совете гетто, состоял в . В феврале 1943 г. бежал из гетто и укрывался в доме польской семьи на правом берегу Вислы до осени 1944 г., когда освободила этот район Варшавы. Мобилизован в 1-ю Польскую армию, служил в подразделении пропаганды. Работал в комитете цензуры (1945). В 1946 г. вступил в . Служил во внешней разведке в посольстве Польши в Лондоне (1947–1949) под фамилией Раницкий. В 1950–1954 гг. подвергся репрессиям в ходе антисемитской кампании по борьбе с космополитизмом. С 1951 г. публиковался в польских изданиях как литературный критик, с 1955 г. работал на Польском радио.

В 1958 г. нелегально эмигрировал в Федеративную Республику Германия (ФРГ), не вернувшись в Польшу из научной командировки. В том же году взял двойную фамилию Райх-Раницкий, работал литературным критиком в Frankfurter Allgemeine Zeitung («Франкфуртская всеобщая газета»; 1973–1988 – заведующий литературным отделом). С осени 1958 г. регулярно участвовал в заседаниях , где познакомился с , ; писал критические статьи о представителях группы. В 1960–1973 гг. литературный критик в гамбургской газете .

Вёл радиопередачу «Das literarische Kaffeehaus» («Литературная кофейня», 1964–1967), гостями которой были выдающиеся немецкие писатели (, ) и философы (, ). В 1977 г. участвовал в учреждении (до 1986 председатель жюри), вёл конкурс авторских чтений, получивших широкое освещение в прессе и вызвавших общественный интерес. В 1988–2001 гг. ведущий телепередачи «Das Literarische Quartett» («Литературный квартет»), которая пользовалась большим успехом у зрителей.

В своих оценках литературных произведений Райх-Раницкий не скрывал немалой доли субъективности; его статьи и выступления отличались остроумием, резкостью, провокационностью, эмоциональностью. Получил прозвище «понтифик немецкой литературы» («der Papst der deutschen Literatur»), поскольку выстраивал собственную иерархию немецкоязычной литературы, определяя наиболее значимых писателей, и проявлял категоричность в суждениях. Инициативы Райх-Раницкого, среди которых литературные радио- и телепроекты, острая манера его критики вызывали полемику и многочисленные дискуссии.

Специализировался на немецкоязычной литературе 20 в., преимущественно послевоенной. Писал о немецких (Г. Грасс, Г. Бёлль, , ), австрийских (, , , ), швейцарских (, ) писателях. Нередко оценивал произведения современников вопреки общепринятым мнениям, выносил спорные суждения. Так, у Бёлля ценил только рассказы, считая его романы менее значимыми; анализируя его творчество, давал нелицеприятный портрет писателя.

Самым выдающимся немецким писателем 20 в. Райх-Раницкий считал . В своей речи в Любеке (2005), посвящённой Манну, подчеркнул его место классика немецкой литературы наряду с . Немецкоязычный интересовал его в меньшей степени, и высоких оценок не удостоились ни , ни поэты модерна, ни . Одним из первых в ФРГ анализировал творчество писателей Германской Демократической Республики («Немецкая литература на Западе и Востоке», «Deutsche Literatur in West und Ost», 1963–1983), писал о немецких авторах еврейского происхождения («О нарушителях спокойствия. Евреи в немецкой литературе», «Über Ruhestörer. Juden in der deutschen Literatur», 1973–1978). Публиковал статьи о немецких классиках 19 в.: «Случай Гейне» («Der Fall Heine», 1997) и др.

У критика было немало противников, он часто становился объектом шаржей и карикатур. Сложные отношения связывали его с М. Вальзером, рассказы и романы которого Райх-Раницкий высоко ценил, одним из первых отметив кафкианское начало в его творчестве. Вальзер описал Райх-Раницкого в романе «Смерть критика» («Tod eines Kritikers», 2002); пародийный образ знаменитого критика, а также подтекст романа вызвали бурную полемику в прессе.

В автобиографической книге «Моя жизнь» («Mein Leben», 1999, русский перевод 2002) Райх-Раницкий представил свою биографию в контексте истории Германии. Особенно подробно автор рассказывает о своём детстве, событиях, пережитых во времена нацизма и в первые послевоенные годы, о мире литературной критики Западной Германии. Многие эпизоды представляют собой литературные портреты немецкоязычных писателей, с которыми критик был знаком (, , и др.).

В 1974 г. основал проект поэтической «Франкфуртской антологии» («Frankfurter Anthologie»), включающей наиболее значительные немецкоязычные стихотворения. Издал собрание важнейших произведений немецкоязычной литературы в 5 частях «Канон» («Der Kanon», 2002–2006), антологию «Мои истории. От Иоганна Вольфганга Гёте до сегодняшнего дня» («Meine Geschichten. Von Johann Wolfgang von Goethe bis heute», 2003), собрание сочинений В. Кёппена, критическое наследие .

В качестве приглашённого профессора, специалиста по современной немецкой литературе преподавал в университетах Стокгольма и (1971–1975), в , университете имени Г. Гейне в Дюссельдорфе и в других учебных заведениях. Почётный профессор университетов Аугсбурга, Бамберга, Дюссельдорфа, .

Премии Томаса Манна (1987), Баварского телевидения (1991), (2000) и др.

Награждён Золотым крестом Заслуги (Польша, 1946), Командорским крестом (1986) и Большим командорским крестом (2003) , Офицерским крестом (Нидерланды, 2010).

  • Немецкие писатели 20 века
  • Немецкие литературные критики 20 века