Грузовой автомобиль
Грузово́й автомоби́ль, автомобиль, предназначенный главным образом для перевозки грузов или специального оборудования.
Классификация грузового автомобиля связана в основном с полной массой (максимально допустимая масса автомобиля, которая включает в себя массу базового шасси, кузова с оборудованием, перевозимого груза, водителя и пассажиров) и типом кузова автомобиля. В РФ принято деление на 7 классов по полной массе (1-й класс до 1,2 т, 7-й класс свыше 40 т), европейская классификация предусматривает три класса по полной массе: до 3,5 т, от 3,5 до 12 т и свыше 12 т. Чем выше полная масса грузового автомобиля, тем выше, как правило, его грузоподъёмность. Грузовые автомобили могут быть универсальными (обычно в качестве грузового кузова используется открытая бортовая платформа, иногда – со съёмным тентом), специализированными (самосвалы, фургоны, цистерны и т. п.), специальными (для перевозки специального технологического оборудования). Грузовой автомобиль и автопоезда со специализированными кузовами обычно приспособлены для перевозки одного или нескольких однородных видов груза, и в зависимости от назначения их называют мебелевозами, бензовозами, цементовозами, лесовозами, контейнеровозами и т. п. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ некоторые грузовые автомобили оборудуют различными механизмами для подъёма и опускания груза, кузова или бортов, перемещения груза внутри кузова и других операций. Имеется класс грузовых автомобилей, предназначенных исключительно для буксировки прицепного состава: седельные тягачи для полуприцепов, балластные тягачи для прицепов (обычно тяжеловозов).
Количество осей грузовых автомобилей зависит от полной массы автомобиля и разрешённой нагрузки от отдельной оси на дорогу. Чем большую массу груза (или специального оборудования) необходимо транспортировать, тем большее число осей должно иметь транспортное средство. Увеличение числа осей усложняет конструкцию автомобиля. В основном применяются двух- и трёхосные грузовые автомобили, реже – четырёхосные. Грузовые автомобили, имеющие свыше 4 осей, предназначены для перевозки тяжеловесных неделимых грузов и оборудования. Полная масса тяжеловозов может превышать 1000 тн.
Грузовместимость грузовых автомобилей определяется объёмом его кузова. Высокая грузовместимость требуется при перевозке грузов с малой объёмной массой (легковесных) и обеспечивается увеличением габаритных размеров грузовых автомобилей, а также уменьшением расстояния от пола кузова до дороги (погрузочной высоты). Вместе с тем максимальные габаритные размеры автомобилей ограничены законодательством с целью обеспечения безопасности движения. В РФ максимальная высота автомобиля не должна превышать 4 м, ширина – 2,55 м (для грузовых автомобилей с изотермическими кузовами – 2,6 м), длина – 12 м (для автопоезда – 20 м).
Значительное повышение грузоподъёмности и грузовместимости обеспечивается применением грузовых автомобилей с прицепами (автопоезд). Для буксировки прицепов грузовых автомобилей оборудуют сцепными устройствами, а также электро- и пневмовыводами для световой сигнализации и приведения в действие тормозной системы прицепа.
Несущая система большинства грузовых автомобилей выполнена в виде рамы, двигатель расположен продольно впереди, ведущие колёса – задние (классическая компоновка). Автомобили, предназначенные для движения как по дорогам, так и вне дорог, имеют все ведущие колёса (полноприводная компоновка), но спроектированы они на базе грузовых автомобилей классической компоновки. Лишь незначительная часть грузовых автомобилей, предназначенная преимущественно для движения вне дорог, имеет компоновку, отличающуюся от классической (автомобили-амфибии, специальные транспортёры и т. п.). Лёгкие грузовые автомобили (полной массой до 3,5 т) могут базироваться на шасси легкового автомобиля, в этом случае их компоновка аналогична компоновке базового легкового автомобиля.
Для лёгких грузовых автомобилей применяются двигатели бензиновые или дизельные. Грузовые автомобили большой грузоподъёмности в подавляющем большинстве оснащаются дизельными двигателями.
Ежегодно в мире выпускается около 16 млн грузовых автомобилей, из них около 14 млн полной массой до 6 т.
Основные направления совершенствования конструкции грузовых автомобилей – повышение их грузоподъёмности и грузовместимости, снижение токсичности и эксплуатационных затрат, внедрение систем повышения безопасности и облегчение условий труда водителя.