Монорельсовая железная дорога
Моноре́льсовая желе́зная доро́га (МЖД), вид транспорта, в котором вагоны с пассажирами или вагонетки с грузом перемещаются по установленной на эстакаде или отдельных опорах балке – монорельсу. В зависимости от компоновки различают МЖД:
навесные (опорные) – вагоны опираются на ходовую тележку, расположенную над путевой балкой;
подвесные – вагоны подвешены к ходовой тележке и перемещаются под монорельсом;
с боковой подвеской.
МЖД также классифицируют по конструкции опорно-ходовой части подвижного состава (с колёсной, пневматической, магнитной подвеской или на скользящих опорах), типу привода (с электрическим приводом или с двигателем внутреннего сгорания с передачей вращения на опорные колёса) и др.
Монорельс на подвесных дорогах изготавливается только из высокопрочной стали, на навесных – также из монолитного или сборного железобетона. Этот элемент конструкции должен выдерживать очень большие нагрузки во время разгона и торможения поездов, а также при прохождении поездами криволинейных участков пути.
Основное преимущество МЖД перед другими видами общественного транспорта заключается в том, что она, как и метрополитен, не занимает место на городских магистралях. Монорельсовый состав может преодолевать более крутые вертикальные уклоны по сравнению с любым двухрельсовым транспортом. Скорость, развиваемая составом, может в теории значительно превышать скорость традиционных рельсовых составов (до 500 км/ч), так как из-за особенностей конструкции (путевая балка «охватывается» опорно-стабилизирующими элементами ходовой части подвижного состава) отсутствует опасность схода состава с рельсов (реальная скорость на большинстве МЖД не превышает 60 км/ч).
Недостатками МЖД являются невысокая провозная способность, громоздкость и сложность в эксплуатации монорельсовых стрелочных переводов, а также недостаточные комфортные условия для пассажиров (качка, невозможность покинуть вагоны в случае внезапной остановки состава, низкая температура в вагонах в зимнее время и др.).
Грузовые МЖД применяют на промышленных предприятиях как средство цехового и межцехового транспорта, а также для межзаводских связей. Вагонетки оборудуют специальными платформами, саморазгружающимися кузовами, захватами, подъёмными механизмами. Грузоподъёмность вагонеток 0,5–2 т (реже 5 т), скорость перемещения обычно 2–4 км/ч.
Первая грузовая МЖД с конной тягой построена в 1820 г. под Москвой российским механиком И. К. Эльмановым. Независимо от него английский инженер Г. Пальмер изобрёл и запатентовал (1821) монорельсовую дорогу схожей конструкции (подвесного типа). В 1824 г. в Великобритании построена грузовая МЖД на военно-морской верфи, в 1825 г. – первая пассажирская МЖД. Первая опорная МЖД сооружена в 1886 г. в США. В 1887 г. в Германии и США появились первые электрифицированные МЖД. Опытная МЖД с боковой подвеской разработана в 1989 г. в Киеве (инженером Е. И. Поповым). Старейшей, доныне функционирующей, является МЖД длиной 15 км, построенная в 1902 г. в Вуппертале (Германия). К начале 2010-х гг. в Европе эксплуатировалось 10 МЖД [из них 4 в качестве городского общественного транспорта – в Вуппертале, Дортмунде, Москве и Сарагосе; в Дюссельдорфе 2,5-км МЖД соединяют аэропорт и железнодорожную станцию; 5 – в Равенне, Магдебурге, Честере, Бьюли и Альтоне (последние 3 в Великобритании) – парковые]. В Северной Америке 3 МЖД (в Сиэтле, Джексонвилле и Лас-Вегасе) являются городским транспортом. Во Флориде (в Диснейленде) функционирует одна из самых протяжённых МЖД (23,6 км). Наиболее динамично монорельсовый транспорт развивается в Азии: МЖД построены в Японии (общая протяжённость более 100 км), Китае, КНДР, Республике Корея, Малайзии, Сингапуре, Таиланде, ОАЭ.