Призовое право
Призово́е пра́во (от франц. prise – взятие, захват), совокупность правовых норм, регулирующих основания и порядок захвата торговых (частновладельческих) судов противника (неприятеля) и в определённых случаях нейтральных судов воюющими государствами в войне на море. В соответствии с нормами призового права военные корабли могут останавливать, осматривать и захватывать в открытом море торговые суда, следующие под флагом неприятеля (вражеской, противоборствующей стороны), и грузы, находящиеся на них, а также суда нейтральных государств в случае нарушения ими морской блокады, при перевозке военной контрабанды или при оказании ими помощи неприятелю.
Под призом в международном праве понимается захваченное в ходе войны на море неприятельское торговое судно и его груз, а также торговое судно нейтрального государства в случае, если большую часть груза составляет военная контрабанда. В качестве приза может рассматриваться также судно нейтрального государства в случае нарушения этим государством принципов нейтралитета.
В основе призового права лежит право на военную добычу, известное с древнейших времён, изначально принадлежавшее любому лицу, принимавшему участие в войне, как право на имущество, захваченное у противника. При этом таковым считалось не только военное имущество неприятельской армии, но и любое имущество, находившееся в частной собственности населения на захваченной территории. Поскольку средствами получения добычи являются армия и военный флот, представляющие собой государственные формирования и осуществляющие свою деятельность от имени государства, то с течением времени право на имущество неприятеля, захваченное в ходе войны, стало признаваться только за государством и только в отношении имущества, принадлежавшего неприятельской армии, т. е. неприятельскому государству. Таким образом, военная добыча допускалась в том смысле, что путём захвата военного имущества неприятель лишался средств к ведению войны. При этом вещи, принадлежащие частным лицам, по общему правилу не могли быть предметом военной добычи со стороны государства.
Аналогичным образом складывался институт морской добычи в ходе войны на море, в рамках которого предметом добычи могла быть только собственность, принадлежавшая неприятельскому государству (военные корабли, вооружение, груз). Вместе с тем опыт ведения войн показал, что возможность использования морских коммуникаций для обеспечения снабжения войск оказывает значительное влияние на успешность ведения боевых действий на суше.
Это привело к тому, что по отношению к морской добыче было установлено исключение. Считалось, что предметом добычи могут быть не только военные неприятельские суда, но и торговые, как неприятельские, так и нейтральные, при условии, что такие суда каким-либо образом помогают неприятелю, например провозят войска, контрабанду и оказывают иные услуги воюющему государству. Исторически оно было связано с широким распространением и поощрением со стороны воюющих государств каперства, основной целью которого был захват неприятельских торговых судов и грузов, находящихся на нём (т. н. призов). Если правомерность захвата таких судов не подвергалась сомнению, то захват каперами торговых судов нейтральных стран вызывал недовольство со стороны судовладельцев, которые требовали возместить причинённый вред, что привело к необходимости правовой регламентации деятельности каперов. Первые правила в этой сфере, сформулированные в конце 13 – середине 14 вв. в праве таких государств, как Арагон, Франция, Англия, Фландрия, а также торгового и политического союза Ганза, заложили основы призового права, которые предусматривали ответственность капера за утаивание приза, разграбление судна и груза, жестокое обращение с экипажем, незаконный захват нейтральных судов.
Нормы призового права также предусматривали создание и регламентацию деятельности специальных призовых судов, которые рассматривали иски к каперам со стороны судовладельцев. В отличие от добычи призы становились собственностью захватившего их не иначе, как по судебному решению. Начиная с 18 в. основной целью деятельности призовых судов стало установление юридического контроля над действиями тех лиц, которым воюющее государство передало выполнение принадлежащего ему права на захват приза. В ряде случаев нормы призового права становились предметом двусторонних межгосударственных соглашений.
С принятием Парижской декларации о соблюдении морского права 1856 г., отменившей каперство как институт, препятствующий свободе морской торговли, правило, на основании которого судно, следующее под нейтральным флагом, и находящийся на нём груз не могут быть захвачены и рассматриваться в качестве приза (за исключением тех случаев, когда груз подпадает под определение военной контрабанды), приобрело универсальный характер.
Правовой статус судов государств, не участвующих в войне и заявивших о своём нейтралитете, определяется прежде всего тем, что такие суда не должны перевозить военную контрабанду, нарушать морскую блокаду неприятельского побережья и портов, а также оказывать различные услуги неприятелю. Нарушение этих правил является нарушением нейтралитета. В таком случае захват нейтрального судна и грузов, находящихся на нём, является правомерным.
При этом под военной контрабандой понимается груз, перевозимый на судах нейтральных государств и предназначенный для вооружённых сил воюющих государств. В соответствии с Лондонской декларацией о праве морской войны 1909 г. военная контрабанда подразделяется на абсолютную и условную. К абсолютной контрабанде относятся оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, военное снаряжение, оборудование, предназначенное для изготовления и ремонта вооружения и военной техники. Предметы абсолютной контрабанды подлежат захвату, если установлено, что они перевозятся на неприятельскую территорию или территорию, им занятую, или предназначены для его вооружённых сил.
Условной контрабандой считаются предметы и материалы, которые могут служить как для военных, так и для мирных целей. Предметы условной контрабанды подлежат захвату, если установлено, что они предназначены для вооружённых сил или правительственных учреждений неприятельского государства.
Вопрос о праве на захват судна нейтрального государства решается в зависимости от того, какую часть перевозимого на судне груза составляет военная контрабанда. Если контрабандный груз по массе, стоимости, объёму или фрахту не превышает половины всего перевозимого груза, то само судно захвату не подлежит.
В целях установления действительной национальности судна военные корабли воюющих держав могут останавливать в открытом море неприятельские торговые суда и суда нейтральных государств и производить проверку документов судна и груза, находящегося на борту, а также осмотр и обыск судна. В соответствии с Лондонской декларацией о праве морской войны 1909 г. принадлежность судна неприятелю либо нейтральному государству определяется флагом государства, под которым судно имеет право плавать, и судовыми документами. Неприятельский либо нейтральный характер груза, находящегося на судне, определяется принадлежностью собственника этого груза. Если такая проверка подтверждает нейтральный статус судна, отсутствие на нём военной контрабанды, а характер использования судна не нарушает режим морской блокады, то такому судну разрешается продолжить плавание. Не подлежат осмотру суда нейтральных государств, следующие под конвоем военных кораблей своего флага.
Если в ходе проверки установлена принадлежность судна неприятелю, то оно может быть захвачено вместе с грузом. В таких случаях не имеет значения, является судно собственностью государства или частных лиц. Исключением являются суда, предназначенные для берегового рыболовства или потребностей мелкого местного судоходства. В соответствии с XI Гаагской конвенцией о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г. такие суда, равно как и их приспособления, снасти, машины и груз, не подлежат захвату. Однако это правило перестаёт применяться к ним, как только они принимают какое-либо участие в военных действиях (ст. 3 Конвенции).
Освобождаются от захвата также госпитальные суда и санитарные летательные аппараты противника, а также суда, выполняющие научные, религиозные и филантропические поручения.
Большое значение для кодификации основных принципов и норм современного призового права имеет Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооружённым конфликтам на море, подготовленное Институтом международного гуманитарного права в 1994 г. Хотя нормы руководства не являются юридически обязательными в силу того, что институт представляет собой негосударственную организацию, их можно считать примером неофициальной кодификации международных обычаев, регламентирующих ведение войны на море.