Пост-Вашингтонский консенсус
Пост-Вашингто́нский консе́нсус, течение в экономической политике и экономической теории, направленное на поиск новых подходов к развитию национальных и мировой экономик, сформировавшееся в начале 21 в., после того как опыт последней трети 20 – начала 21 вв. показал, что идеологизированные подходы к политике экономического развития (от неолиберализма до левого популизма) себя не оправдали.
После мирового финансового кризиса 2007–2008 гг. результаты рекомендаций Вашингтонского консенсуса стали вызывать многочисленные вопросы как с теоретической, так и с практической точек зрения. В то же время внимание исследователей начали привлекать примеры государств, проводивших собственную, отличную от рекомендованной МВФ и Всемирным банком, политику и добившихся успехов в стабилизации экономической ситуации в стране и в повышении уровня и качества жизни населения. Среди таких государств выделяются Китай (Пекинский консенсус), Индия, Бразилия.
В 2004 г. Дж. Стиглиц, подробно проанализировав недостатки Вашингтонского консенсуса, выступил с призывом к переосмыслению целей и механизмов развития в рамках пост-Вашингтонского консенсуса. В центре внимания, по мнению Стиглица, должны оказаться два вопроса:
1) что может сделать страна для достижения устойчивого, стабильного, справедливого и демократического развития;
2) как должна измениться архитектура мировой экономики, торговли и финансов, чтобы помочь развивающимся странам достичь устойчивого, стабильного, справедливого и демократического развития.
Сформулированные в результате многолетних обсуждений принципы пост-Вашингтонского консенсуса таковы:
Недопустимо навязывание тех или иных мер (рекомендаций) государствам и правительствам. Несмотря на то что развитые страны и международные организации должны остаться важным ресурсом как с точки зрения консультационных услуг, так и с точки зрения предоставления финансовой помощи, национальные правительства, имеющие реальное представление об институциональных ограничениях, издержках и выгодах тех или иных решений для различных групп населения, должны самостоятельно принимать их. Именно национальные власти должны выступать двигателем разработки, применения и контроля национальной политики развития.
Конкретные страновые модели развития не являются временным отходом от некоего единого пути; это именно особые пути, обусловленные спецификой опыта культурного и социально-экономического развития конкретных государств и народов.
Речь идёт не об образцовой модели для подражания, а о примерах успешной политики, на которые можно ориентироваться, понимая, что решающую роль будут играть особенности институциональной структуры и уровня развития конкретной страны. Политики должны быть готовы не слепо копировать лучшие практики, а рассматривать вероятные альтернативные варианты, возможно не оптимальные, но пригодные для соответствующего государства и общества на данном этапе. Изменение внутреннего или внешнего (глобального) контекста ведёт к изменению политики.
Государство, в свою очередь, должно быть более гибким, внимательным к региональным особенностям, к инициативам снизу; быть готовым распространять удачные решения в национальном масштабе.
Государство должно добиться того, чтобы устойчивое развитие стало истинно национальным проектом. Необходим диалог между обществом, государством и бизнесом.
Целью развития должен стать устойчивый рост при недопустимости нарастания неравенства, а не просто рост ВВП. Подчеркивается, что эффективность может быть принесена в жертву справедливости и устойчивости. Одновременно признаётся, что снижение бедности и обеспечение минимального уровня жизни способствует повышению конкурентоспособности национальной экономики в глобальном масштабе.
Вместо избыточной опоры на рынок (Вашингтонский консенсус) или на государство (Пекинский консенсус) пост-Вашингтонский консенсус предполагает «умное государство» (англ. smart state), способное создать для рынка перспективу, способствующую достижению устойчивого роста. Умное государство способствует развитию сферы образования, науки и инноваций, выступает координатором многосторонних проектов, поддерживая частные инвестиции в стратегически важные отрасли и технологии.
Для того чтобы быть успешным, государство должно быть прагматичным, свободным от идеологических ограничений.
При несомненной привлекательности отказа от универсализма, декларируемого пост-Вашингтонским консенсусом, исследователи обращают внимание на необходимость концептуализации, обобщения и систематизации его опыта.