Поиски национального стиля: доходный дом Перцовой в Москве
Поиски национального стиля: доходный дом Перцовой в Москве. В ноябре 1902 г. Пётр Николаевич Перцов (1857–1937), инженер путей сообщения, общественный деятель и коллекционер, посетил возведённый по эскизам В. М. Васнецова дом своего друга, мецената И. Е. Цветкова (позже дом вместил Цветковскую галерею). Именно здесь, в особняке на Пречистенской набережной, у Перцова родилась идея строительства доходного дома «в русском стиле» с видом на Московский Кремль (в начале 20 в. «русским стилем» называли новое направление в архитектуре – существовавший в рамках модерна неорусский стиль), которую и реализовали в 1906–1907 гг. (Перцов. 2017. С. 313).
Дом выстроен на участке, расположенном напротив храма Христа Спасителя. Его нерегулярная форма изначально задавала сложный план будущего здания, который разработал архитектор Н. К. Жуков. Зимой 1905–1906 гг. прошёл закрытый конкурс на лучший проект дома, в котором участвовал и художник С. В. Малютин. Хотя жюри отдало предпочтение варианту А. М. Васнецова, а Малютину присудило только 2-е место, его проект так понравился Перцову, что и стал основой будущей постройки. Художник разработал эскизы фасадов, их декоративных элементов и оформил интерьеры хозяйской части дома. Чертежи здания выполнены Н. К. Жуковым, строительством руководил архитектор Б. Н. Шнауберт.
Возведённая за 11 месяцев постройка по документам принадлежала Зинаиде Алексеевне, жене Петра Николаевича, и именно поэтому она получила название «дома Перцовой» (порой здание также называется «дом Перцевой»). Такой юридический шаг предохранял семью от вероятности лишиться дома в случае банкротства её главы.
В связи с особенностями участка дом Перцовой состоит из трёх корпусов, соединённых под острым (пересечение Соймоновского проезда с Курсовым переулком) и тупым (пересечение Соймоновского проезда с Пречистенской набережной) углами. В композиции дома преобладает асимметрия: корпуса не параллельны друг другу и имеют разную высоту, архитектурные элементы (щипцы, балконы, эркеры) и декоративные детали расположены нерегулярно.
Декорация дома Перцовой имеет ряд черт, характерных для неорусского стиля. Фасады здания украшены керамической мозаикой на сказочные и мифологические сюжеты. Здесь и герои народных сказок (жар-птицы, заяц и лиса, щука), и мотивы из славянской мифологии: птица Сирин, солнце (символ бога Ярилы), сцена битвы быка и медведя, означающая противоборство зимней и летней ипостасей бога Велеса. Кроме того, постройка получила традиционный для древней новгородской и псковской архитектуры кирпичный декор (поребрик и бегунец).
Эскиз дома Перцовой отражал не только желания заказчика, но и интерес самого художника к русской истории и народной культуре. Малютин иллюстрировал былины, сказки и поэмы А. С. Пушкина («Сказка о царе Салтане», 1898; «Руслан и Людмила», 1899), выступил автором декораций для постановок Оперы С. И. Мамонтова [«Псковитянка» (1896) и «Садко» (1897) Н. А. Римского-Корсакова; «Князь Игорь» (1896) А. П. Бородина; «Хованщина» (1897) М. П. Мусоргского]. В 1900 г. по рекомендации М. А. Врубеля Малютин начал работу в художественной мастерской в Талашкино (Абрамова. 1978. С. 85), где он приобрёл опыт создания эскизных проектов зданий в неорусском стиле. Здесь, в имении княгини М. К. Тенишевой, по эскизам Малютина построены дом-читальня «Теремок» (1901) и театр (1901–1902), а в соседнем селе Флёново, принадлежавшем той же владелице, – церковь Святого Духа (строительство преимущественно в 1902–1905; завершена и отделана к 1914).
После завершения строительства доходного дома Перцов с семьёй поселился в корпусе, выходящем на Пречистенскую набережную. Комнаты владельцев занимали три этажа, к ним вёл отдельный вход. Салон, столовая и спальня оформлены в «русском стиле» (имеется в виду не конкретный стиль, а общая отсылка к древнерусской тематике; Перцов. 2017. С. 321): использовано много деревянной резьбы (наличники, карнизы, арки и мебель), а росписи на потолках и витражи в окнах, как и майоликовый декор на фасадах, изображали мифологических и сказочных персонажей. Курительная комната выдержана в «восточном стиле». Квартиры жильцов, располагавшиеся в остальных корпусах дома, соединялись парадной лестницей, выходившей в вестибюль.
С апреля 1907 г. в разное время квартиры в доме арендовали художники С. В. Малютин, А. В. Куприн и Р. Р. Фальк, пианист К. Н. Игумнов, актёр Московского художественного театра (МХТ) Н. Ф. Балиев. В 1908 г. в подвальных помещениях организован театр-кабаре «Летучая мышь», ставший местом закрытых встреч режиссёров и артистов МХТ, среди которых – К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин и В. И. Качалов.
В апреле 1922 г. за попытку спасти ценности храма Христа Спасителя от конфискации Перцов заключён в Сретенский арестантский дом. В декабре того же года он был осуждён на 5 лет по обвинению в агитации против советской власти и освобождён по амнистии, но в доходный дом, к тому времени уже национализированный, вернуться не смог. После этого до свой смерти Перцов жил в коммунальной квартире.
В советское время дом Перцовой лишился своих неповторимых интерьеров, напоминавших палаты сказочного древнерусского терема: были сняты деревянные резные панели, покрывавшие стены, а росписи скрыты под штукатуркой. В середине 1970-х гг. дом Перцовой превратился в административное здание: в нём разместилось Управление по обслуживанию дипломатического корпуса МИД СССР. На начало 2020-х гг. здание вмещает Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (ГлавУпДК).