Подольский Андрей Ильич
Подо́льский Андре́й Ильи́ч (род. 20.7.1947, Москва), российский психолог, специалист в области возрастной, педагогической психологии и психологии развития, ученик и последователь П. Я. Гальперина. Создатель нового подхода к пониманию функционального развития познавательной деятельности человека. Доктор психологических наук (1987), профессор (1992).
Родился в семье военнослужащего. В 1965 г. по окончании средней школы поступил на факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, окончил его с отличием в 1970 г., и в 1970–1973 гг. там же обучался в аспирантуре. В 1973 г. защитил диссертацию «Становление сокращенных форм зрительного опознания (экспериментальное исследование)», научный руководитель – П. Я. Гальперин.
На факультете психологии учился у ведущих советских психологов А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Б. В. Зейгарник, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и др., которые способствовали становлению его научной позиции. Особенно большое влияние оказал П. Я. Гальперин, с которым Подольский работал со студенческих лет (с 1968) до смерти учителя в 1988 г.
В 1987 г. защитил докторскую диссертацию «Функциональное развитие познавательной деятельности в условиях её планомерного формирования».
Преподавательскую деятельность начал на факультете психологии МГУ в 1972 г. Прошёл путь от ассистента и старшего преподавателя до доцента и профессора. В 1989–2012 гг. заведующий кафедрой возрастной психологии, в 2012–2017 гг. заведующий кафедрой психологии образования и педагогики. С 2008 г. одновременно преподавал в Институте образования НИУ ВШЭ. Читал курсы: «Классические и современные теории обучения», «Прикладная психология развития», «Педагогическая психология», «Психология функционального развития», «Методология планирования и проведения исследований по психологии развития» и др. Под руководством Подольского защищены 30 кандидатских диссертаций.
Разработал новый подход к пониманию функционального развития познавательной деятельности человека, раскрыл закономерности процесса симультанизации, описал варианты формирования и функционирования гетерархической структуры ориентировочной деятельности человека, сформулировал научно-прикладную концепцию, обеспечивающую переход от фундаментальных функционально-генетических знаний к непосредственному применению этих знаний в практике общего и профессионального обучения, а также при выявлении и коррекции психоэмоционального неблагополучия подростков.
В 1984–2023 гг. под руководством Подольского осуществлены 17 национальных, 12 международных научно-исследовательских и научно-прикладных проектов, в том числе международные исследования социо-морального и эмоционального развития современных подростков, проект RUKAD (Russian, Ukrainian, Kyrgyzstan Adolescent Development – «Развитие российских, украинских и киргизских подростков»), направленный на изучение возможностей повышения психоэмоционального благополучия подростков, федеральный проект «Ценностный атлас России» и др.
Автор около 200 статей, монографий, учебных пособий, из них более 50 – на иностранных языках. Выступал организатором подготовки к печати работ П. Я. Гальперина, автором вступительных статей к ним (Подольский. 1998 ; 2002 ; 2023). Фундаментальные и прикладные разработки Подольского используются в различных сферах практики: атомной и тепловой энергетике, цветной металлургии, в некоторых родах и видах Вооружённых сил, при подготовке и переподготовке психологов для системы образования.
Более 30 университетов разных стран мира (Бельгии, Венгрии, Германии, Испании, Кубы, Нидерландов, Словакии, Финляндии, Чехии, Швейцарии, Эстонии, Белоруссии, Украины, Киргизии) неоднократно приглашали Подольского для выступлений с курсами и циклами лекций в качестве ведущего специалиста в области теории и практики формирования умственной деятельности человека.
Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (1997); почётный работник высшего профессионального образования (2001); награждён медалью К. Д. Ушинского (2002). Заслуженный профессор МГУ (2002), почётный доктор Хельсинского университета (2007), приглашённый профессор университетов Твенте, Утрехта, Хельсинки, Рованиеми, Берлина, Страсбура, Фрайбурга. Действительный член Академии военных наук (2016), действительный член Международной академии образования (2013). Главный редактор журнала «Мир психологии» (с 2021), член редколлегий журналов Psychology in Russia. State of the Art, «Вопросы образования» и других изданий.