Андроник Родосский
Андро́ни́к Родо́сский (Ἀνδρόνικος ὁ Ῥόδιος) (1 в. до н. э.), древнегреческий философ-перипатетик, с именем которого связано возрождение классического аристотелизма в 1 в. до н. э. и начало многовековой традиции комментаторов Аристотеля. Точное время и место деятельности Андроника Родосского неизвестно. По наиболее вероятной версии – Афины в 1-й половине 1 в. до н. э. (поздние комментаторы называют Андроника Родосского 11-м схолархом Ликея после Аристотеля), по другой – Рим 40-х гг. до н. э. По свидетельству Плутарха («Сулла», 26) и Порфирия («Жизнь Плотина», 24), Андроник Родосский предпринял эпохальное издание полного свода сочинений Аристотеля и Теофраста по аутентичным рукописям, которые привёз из Афин в Рим Сулла во время Митридатовых войн (конфисковав библиотеку библиофила Апелликона из Теоса) и которые до Андроника «привёл в порядок» грамматик Тираннион; подробно о судьбе библиотеки Аристотеля рассказывает Страбон в «Географии». Считается, что «Аристотелевский свод» (Corpus Aristotelicum) в дошедшем до нас виде был в существенных чертах оформлен изданием Андроника Родосского, не только расположившего сочинения Аристотеля в систематическом порядке, но и придавшего окончательную редакцию некоторым трактатам, например «Метафизике». Андроник Родосский также составил полный каталог сочинений Аристотеля (сохранился в арабской версии т. н. Птолемея Хенна) и написал специальный трактат (минимум в 5 книгах) о порядке сочинений Аристотеля, в котором рассматривались также проблемы подлинности и исследовалась биография Аристотеля. Андроник Родосский написал оригинальный трактат «О разделении», использованный в одноименном сочинении Боэция (De divisione); дошедший под его именем трактат «Об эмоциях» считается неподлинным (издан A. Glibert-Thirry, 1977).