Цай Юаньпэй
Цай Юаньпэ́й [蔡元培, пиньинь Cài Yuánpéi, буквально Изначальный курган; имена: молочное – Апэй (阿培, пиньинь Āpéi, буквально – Курган), имена-цзы – Хэцин (鶴卿, пиньинь Hèqīng, буквально – Сановник-журавль), Чжуншэнь (仲申, пиньинь Zhòngshēn, буквально – Средний брат раннего вечера), Минью (民友, пиньинь Mínyǒu, буквально – Друг народа), Цземинь (孑民, пиньинь Jiémín, буквально – Одинокий); псевдонимы: Цай Чжэнь (蔡振, пиньинь Cài Zhèn, буквально – Встряхивающий), Чжоу Цзыюй (周子餘, пиньинь Zhōu Zǐyú, буквально – Оставшийся из сыновей Чжоу)] [11.1.1868, Шаосин, провинция Чжэцзян – 5.3.1940, Гонконг (Сянган)], китайский философ, просветитель, политический деятель. Родился в семье владельца меняльной конторы, получил домашнее образование. Уже в 15 лет сдал уездные экзамены на степень сюцая, в 1892 г. сдал столичные экзамены на степень цзиньши и был зачислен в императорскую академию Ханьлинь (翰林院). Под впечатлением от разгрома Китая в японо-китайской войне 1894–1895 гг. увлёкся западными науками, стал учить японский язык. Был близок к реформаторам во главе с Кан Ювэем, после провала реформ 1898 г. покинул академию и уехал на родину, где возглавил среднюю школу нового образца (в это время школы, устроенные на западный манер, открывались в Китае повсеместно).
В 1901 г. перебрался в Шанхай, где также возглавил школу нового образца, преподавал в Наньянской общественной школе [南洋公學; ныне Государственный университет коммуникаций (國立交通大學, Тайвань)] и Шанхайском университете коммуникаций (上海交通大學). В 1902 г. вместе с Чжан Бинлинем и др. основал Научное патриотическое общество («Ай-го сюэ-шэ», 愛國學社), активно занимался женским образованием. В 1903 г. был обвинён в антиправительственной деятельности, уехал в немецкую концессию Циндао, затем в Японию; публиковал статьи с призывом дать отпор русскому колониализму в Китае. По возвращении в Китай (ноябрь 1904) стал одним из основателей и председателем анархистского революционного Общества возрождения («Гуанфу-хуэй», 光復會), в 1905 г. вступил в «Союзную лигу» и был назначен главой её шанхайского отделения.
В мае 1907 г. отправился на учёбу в Германию, где год учил немецкий язык в Берлине, а затем 3 года изучал в Лейпцигском университете философию, эстетику, психологию и этнографию; его учителями в числе прочих были историк Карл Лампрехт и философ и физиолог Вильгельм Вундт. В 1910 г. Цай Юаньпэй опубликовал монографию «История этики в Китае» (Чжунго луньли-сюэ ши; 中國倫理學史).
В 1911 г., после начала Синьхайской революции, вернулся на родину, стал министром образования во временном правительстве Сунь Ятсена в Нанкине, занимался подготовкой законодательной базы среднего и высшего образования, под его руководством был утверждён государственный гимн [слова Шэнь Эньфу (沈恩孚, 1864–1944), музыка Шэнь Пэнняня (沈彭年, 1877–1929); использовался до 1915].
После прихода к власти Юань Шикая Цай Юаньпэй продолжил реформу образования в рамках пекинского правительства, но в июле 1912 г. из-за несогласия с авторитарным правлением Юань Шикая ушёл в отставку, а после поражения 2-й революции (летом 1913) уехал в Германию, а затем Францию, где сблизился с Ван Цзинвэем. В 1915 г. он был в числе основателей «Общества оставшихся во Франции "Прилежная работа – учёба на скромные средства"» («Лю-фа цинь-гун цзянь-сюэ хуэй», 留法勤工儉學會) – важной программы сопровождения во Францию китайских студентов, оплачивавших свою учёбу работой на промышленных предприятиях; инициатором программы стал анархист Ли Шицзэн (李石曾, 1881–1973). К 1927 г. в рамках этой инициативы получили образование около 4 тыс. человек, в том числе Дэн Сяопин.
После падения режима Юань Шикая (ноябрь 1916) Цай Юаньпэй вернулся в Китай и 26 декабря возглавил Пекинский университет. С целью сделать университет образцом научной открытости и динамизма на консервативном севере Китая Цай Юаньпэй пригласил в университет самых ярких и зачастую радикальных представителей тогдашней общественной мысли: писателя Лу Синя, философов Ху Ши, Лян Шумина, марксиста Ли Дачжао, журналиста Чэнь Дусю, живописца Сюй Бэйхуна и др.; многие из них после уговоров Цай Юаньпэя вернулись на родину из эмиграции. Осенью 1917 г. Цай Юаньпэй возглавил Министерство образования, многое сделал для реформы китайского высшего образования: впервые в программу обучения были введены факультативные курсы, студентов призывали проявлять больше инициативы в получении знаний.
Несколько раз в знак протеста против тех или иных действий правительства Цай Юаньпэй подавал в отставку с поста ректора. Он был убеждён в том, что университеты должны быть независимы от власти правительства, был сторонником академических свобод.
Благодаря реформам Цай Юаньпэя Пекинский университет стал важнейшим центром модернизаторского Движения 4 мая, Цай Юаньпэй также участвовал в движении (он полагал необходимым основание новой гражданской религии, которая будет учить граждан эстетике, демократии и науке), активно поддерживал студенческие манифестации и делал всё возможное для освобождения арестованных студентов. 8 мая в знак протеста против ареста лидеров движения Цай Юаньпэй на несколько месяцев ушёл в отставку и уехал из Пекина. 13 мая в знак солидарности с ним в отставку подали руководители всех высших учебных заведений Пекина, в итоге в сентябре Цай Юаньпэй согласился вернуться.
В начале 1920 г. Цай Юаньпэй возглавил только что основанный Китайско-французский университет в Пекине (中法大學), занимал этот пост до 1930 г. С февраля 1920 г. в Пекинском университете впервые в китайской практике начали обучаться девушки. В конце 1920 г. отправился во Францию, участвовал в создании в 1921 г. Китайско-французского университета в Лионе.
Весной 1923 г., после прихода к власти в Пекине Цао Куня (曹錕), окончательно подал в отставку с поста ректора и уехал на юг Китая, откуда отправился в Европу, где пытался убедить европейские страны передать суммы, полученные ими в рамках контрибуции за восстание ихэтуаней, на нужды образования в Китае (именно на эти средства был основан Китайско-французский университет). В январе 1924 г. на 1-м съезде Гоминьдана был избран кандидатом в члены Центральной контрольной комиссии партии.
Вернулся в Китай в феврале 1926 г., участвовал в Северном походе 1926–1927 гг., входил в число т. н. Четырёх старейшин Гоминьдана. В марте 1927 г. возглавил Центральную контрольную комиссию Гоминьдана. На этом посту он выступал против роста влияния Коммунистической партии Китая (КПК) и поддерживал действия умеренного крыла Гоминьдана и Чан Кайши, став фактически одним из инициаторов разрыва Гоминьдана с КПК и левым Уханьским правительством, однако был противником методов антикоммунистической борьбы, «белого террора». В апреле 1927 г. вошёл в состав Нанкинского правительства Чан Кайши, заняв пост главы Министерства высшего образования, и. о. главы Министерства права. В августе 1927 г. ушёл в отставку вместе со всем правительством. 1 декабря был почётным председателем на свадьбе Чан Кайши и Сун Мэйлин (宋美齡).
С октября 1927 по октябрь 1928 гг. занимал пост главы Министерства высшего образования, затем (до октября 1929) возглавлял Контрольный юань национального правительства. Больше всего занимался вопросами науки, культуры и образования. В ноябре 1927 г. стал одним из основателей Государственной консерватории (國立音樂院) в Шанхае, в 1928 г. – Государственной академии искусств (國立藝術院) в Ханчжоу, участвовал в учреждении Китайской академии наук (中央研究院, букв. Центральный исследовательский институт, лат. Academia Sinica), первый президент Академии. В ноябре 1930 г. основал китайский Пен-клуб. После вторжения японской армии в Маньчжурию (осенью 1931) выступал за решительные ответные действия. В декабре 1932 г. вместе с Лу Синем и Сун Цинлин основал склонявшийся к сотрудничеству с коммунистами Китайский союз защиты прав человека (中國民權保障同盟), старался спасать от репрессий и казни противников режима, в том числе китайских коммунистов, выступал против авторитарного стиля правления Чан Кайши. В 1933 г. создал Государственный центральный музей (國立中央博物院) в Нанкине – главный музей страны, стал первым председателем правления. В 1935 г. был единственным членом ЦК Гоминьдана, проголосовавшим против смертного приговора Цюй Цюбо (瞿秋白). В ноябре 1937 г., после падения Шанхая, выехал в Гонконг, где вёл уединённый образ жизни и через весной 1940 г. скончался от болезни; похоронен на Постоянном кладбище для китайцев в Абердине (Сянганцзы) (Aberdeen Chinese Permanent Cemetery; 香港仔華人永遠墳場).