Соффичи Арденго
Соффи́чи Арде́нго (Ardengo Soffici) [7.4.1879, Риньяно-суль-Арно, Тоскана – 18 (или 19).8.1964, Форте-деи-Марми, близ Лукки], итальянский писатель, живописец, художественный критик.
Родился в семье зажиточных крестьян. В 1893 г. переехал во Флоренцию, учился в Академии художеств, где познакомился с Дж. Фаттори и Т. Синьорини. С 1903 г. жил в Париже; был дружен с П. Пикассо, Ж. Браком, М. Жакобом, Г. Аполлинером, Ж. Мореасом; исполнял рисунки для французских сатирических журналов. В 1907 г. вернулся во Флоренцию, работал в авангардистском журнале La Voce, где публиковал эссе о современной французской и итальянской литературе и искусстве. Вместе с Дж. Папини издавал футуристические журналы Lacebra (1913–1915) и La Vraie Italie (1919–1920). Участвовал в Первой мировой войне 1914–1918 гг., был ранен. Сторонник Б. Муссолини.
Печатался с 1904 г. Раннее литературное творчество выдержано в духе футуризма: роман «Леммонио Борео» («Lemmonio Boreo», 1911), поэтический сборник «BÏ F§ZF+ 18: Симультанность и Лирическая химия» («BÏF§ZF+18: Simultaneità e Chimismi lirici», 1915). Позднее эволюционировал к формам традиционной итальянской поэзии (сборники «Элегия Амбры»,«Elegia dell’Ambra», 1927; «Марсий и Апполон», «Marsia e Apollo», 1938). Среди произведений – переосмысляющие опыт войны роман-дневник «Кобилек» («Kobilek», 1918) и книга очерков «Отступление из Фриули» («La ritirata del Friuli», 1919), сборники лирических размышлений в стихах и прозе «Арлекин» («Arlecchino», 1914), «Карусель чувств» («La giostra dei sensi», 1918) и другие; критические этюды «Кубизм и футуризм» («Cubismo e futurismo», 1914).
Живописные работы А. Соффичи середины 1900-х гг. близки стилю модерн, позднее он испытал влияние французского кубизма, русского кубофутуризма и мастеров группы «Наби»; в 1912–1913 гг. работал в духе итальянского футуризма, был дружен с К. Карра. С 1930-х гг. обратился к реалистической живописи (пейзажи, портреты).