Оригами
Орига́ми (япон. 折り紙, オリカミ, 織り紙, буквально – сложенная бумага), традиционный японский вид декоративно-прикладного искусства. Совокупность техник складывания бумаги для создания разнообразных фигур, как изобразительных, так и абстрактных, а также выполненные в этих техниках произведения. В Японии оригами используется не только в практических, образовательных и развлекательных целях, но и в церемониях и ритуалах.
В международной практике 21 в. термин «оригами» часто используют для обозначения любого искусства складывания бумаги, независимо от страны его происхождения.
История
Подлинные истоки искусства оригами до сих пор остаются предметом споров среди учёных. Бумага быстро разлагается, поэтому не сохранилось древних образцов оригами, которые позволили бы точнее реконструировать процесс возникновения этого искусства. Известная нам история оригами подробно описана в работах Дж. Смита, Д. Листера, Хатори Косиро, Г. Дени, Хонды Исао и др.
Существует мнение, что история оригами уходит своими корнями в Древний Китай, где предположительно в 105 г. китайский сановник Цай Лунь (50–121) представил императору династии Хань свой процесс изготовления бумаги (Hatori Koshiro. History of origami in the East and the West before interfusion // Origami 5. 2017. P. 3). Однако гипотеза, что оригами появилось в Древнем Китае сразу после изобретения бумаги, остаётся неподтверждённой. В китайских источниках практически не сохранилось упоминаний о складывании бумаги в древности. Единственным примером древней традиции оригами в Китае, дошедшей до 21 в., учёные считают бумажные фигурки в форме золотых слитков-юаньбао, которые сжигают во время похоронной церемонии. Бумага из Китая попала в Корею, а затем буддийские монахи завезли её в Японию, где со временем процесс складывания бумаги оформился в отдельное искусство оригами.
В Японии бумага долгое время была дорогим материалом, недоступным широким слоям населения, и применялась только в религиозных обрядах и официальных церемониях. Считается, что бумагу на японские острова в 610 г. первым привёз буддийский монах Донтё и именно благодаря ему сложенная бумага стала одним из атрибутов храмовых ритуалов. Одним из наиболее ранних примеров складывания бумаги в Японии является сидэ – полоска из бумаги, вырезанная и сложенная в форме зигзага, которую обычно прикрепляют к верёвкам-симэнава, веткам священного дерева сакаки или воротам-тории на территории святилища. Первоначально сидэ изготавливали из грубой ткани, но позже она была заменена на белую бумагу. Синтоистские священники считали свободный от примесей белый цвет цветом богов, символизировавшим духовную и физическую чистоту.
Исторически наиболее ранними считаются абстрактные фигуры – церемониальные бумажные формы (носи, тато), использовавшиеся как упаковка или конверты. Они складывались в соответствии с определёнными правилами в зависимости от их содержимого или сообщения, которое нужно было передать. С древних времён перед военным походом проводился ритуал, после которого участникам похода вручали в качестве оберега носи-аваби – сушёный ломтик моллюска морское ушко. Однако известно, что уже в начале периода Камакура из-за дефицита этого лакомства кусочек моллюска заменили небольшой полоской жёлтой бумаги, сложенной особым образом и закреплённой шнуром. К периоду Муромати появилось много других видов носи; некоторые из них воспроизводили не абстрактные, а конкретные фигуры, такие как бабочки мэтё (женский образ) и отё (мужской образ), которыми и в 21 в. на традиционных свадебных церемониях в синтоистских храмах украшают бутылки с церемониальным сакэ. Специалисты полагают, что эти бабочки – самый ранний пример изобразительного оригами. Историки оригами Д. Листер и Н. Робинсон считают, что мэтё и отё произошли от бумажных крышек, которыми закрывали бутылки сакэ: приподнятые углы таких крышек напоминали крылья бабочек (Lister D. Mecho and Ocho Wedding Designs; Robinson. 2004. P. 11). В строках, сложенных Ихарой Сайкаку в 1680 г., также упомянут этот вид складки: «Бабочки в мечтах Росэя были бы оригами» (廬斉が夢の蝶はおりすえ) (Гуревич. 2019. С. 78). Фигурки мэтё и отё считаются прообразом «журавлика» – самой известной модели оригами в мире.
В период Муромати были сформулированы и зафиксированы правила оригата – способа упаковки в японскую бумагу-васи различных предметов, предназначенных для подношений богам. Эти правила передавались из поколения в поколение в самурайских кланах Огасавара и Исэ. Современные японские варианты складывания бумаги в форме конвертов для денежного подарка в качестве праздничной упаковки или для церемониальных подношений считают отголосками оригата.
До 1600-х гг. изобразительного оригами (т. е. воспроизводящего не абстрактные, а конкретные образы, за исключением бабочек мэтё и отё) практически не существовало, однако сохранились свидетельства того, что в 17 в. игра в оригами уже стала достаточно популярной. К примеру, узор в виде «журавликов» встречается на тканях для кимоно, датированных этим временем. Эта знаменитая модель упомянута и в романе Ихары Сайкаку «Мужчина, предавшийся любви» (好色一代男, 1682). Изображение бумажного журавля, выполненное мастером японской гравюры Оокой Сюмбоку, также встречается в сборнике иллюстраций «Эскизы-рамма» (欄間図式, 1734). В 3-м томе этого издания представлена композиция для размещения на деревянной решётке рамма, состоящая из разных моделей оригами: «журавлик», «классическая лодка», «буддийский монах-комусо в тростниковой шляпе», модульный куб в виде шкатулки-таматэбако, «коробка для подношений – осампо», «ёмкость для благовоний – цуно кобако» (Ranma zushiki 欄間図式 // British Museum). Подробное описание этой композиции дано в исследовании мастера оригами Касахары Кунихико (Kasahara. 2005. P. 48–60). Сборник «Эскизы-рамма» считается одним из самых ранних изданий, где запечатлены традиционные модели оригами.
С распространением бумаги васи среди городского сословия в период Эдо в истории оригами произошёл важный поворот: из религиозного и церемониального элемента складывание бумаги превратилось в народное увлечение. До 17 в. васи использовали в аристократических кругах, но с подъёмом городской культуры – расцветом литературы, искусства, ремёсел, развитием книгоиздания и распространением печатных книг, с растущей популярностью гравюр укиё-э – эта бумага вошла как неотъемлемый компонент в самые разные сферы повседневной жизни горожанина.
К периоду Эдо относится появление наиболее ранних пособий по оригами. Первой книгой по складыванию бумаги принято считать «Записки про обёртывание и завязывание» (包結記, 1764) авторства Исэ Садатакэ, главы клана Исэ, одного из главных советников сёгуна и его окружения по вопросам этикета. В его книге было представлено 13 схем с подробными инструкциями по складыванию моделей (носи, тато, мэтё, отё и др.), которые затем использовались в храмовых ритуалах и придворных церемониях. Изобразительное оригами было впервые письменно зафиксировано в пособии буддийского монаха Гидо Итиэна «Секрет тысячи журавликов из бумаги» (秘傳千羽鶴折形, 1797), где описывались 49 способов складывания бумаги в форме журавля.
В 1845 г. Адати Кадзуюки описал разнообразные модели оригами и техники для их создания в очередной серии «Каярагуса» (斯哉等草) – многосерийном рукописном сборнике, посвящённом японским традициям. Адати Кадзуюки привёл инструкции для складывания таких фигур, как «стрекоза», «омар», «осьминог», «улитка», а также разные схемы для создания из бумаги человеческих образов. Как правило, конечности у сложных фигур формировались с помощью прорезей в исходной форме, но в сборнике также приводятся инструкции для складывания моделей из листа бумаги без надрезов (модель «лягушка»). На Западе эта книга стала известна под названием «Окно в холода» (寒の窓), однако первоначальное название и его корректный перевод до сих пор остаются предметом споров среди учёных (Lister. D. Kayaragusa, alias «Kan no mado»). Оригинал рукописи хранится в библиотеке газеты «Асахи Симбун» (朝日新聞) в г. Осака. В эпоху Эдо существовали и другие пособия со схемами оригами, авторство некоторых неизвестно. Так, предположительно в 1797 г. была создана 2-страничная рукопись с инструкциями, как складывать персонажей известного японского сюжета «Сокровищница вассальной верности» (忠臣蔵), в основе которого – история мести 47 ронинов (самураев, лишившихся господина) за смерть своего хозяина.
Согласно этим письменным источникам, где впервые были зафиксированы правила оригами и схемы создания конкретных моделей, в эпоху Эдо для искусства оригами были характерны: складывание бумаги разного формата с большим количеством надрезов, большое разнообразие складок, которые проводятся не по чётко выверенным линиям, а на глаз, зависимость облика модели от качества бумаги васи; для создания цветного узора накладывали друг на друга несколько листов бумаги разного цвета или раскрашивали изделие вручную.
Терминология, техника, условные обозначения
Термин «оригами» появился в Японии лишь во 2-й четверти 20 в. Процесс складывания бумаги до 17 в. назывался орисуэ, в источниках эпохи Эдо (1603–1868) встречается термин ориката, а с конца эпохи Эдо до начала эпохи Сёва (1926–1989) не существовало унифицированного названия, бумажные фигурки часто называли оримоно, что означает «сложенные предметы».
В международной практике 21 в. завершённая фигура оригами называется моделью (изначально английский термин), графическая инструкция для складывания модели – набором схем (иногда также диаграммой), человек, занимающийся оригами, – оригамистом. Однако допускаются и термины французского происхождения: полученная из бумаги фигура – фальцовка, а её автор – фальцовщик (Дени. 2019. С. 8).
Под термином «складка» («сгиб») понимают линии и перегибы, по которым складывается бумага, а также базовые формы, которые принимает лист бумаги в процессе создания фигуры. К базовым формам относят складки «гора» (оригамист сгибает бумагу по направлению на себя) и «долина» (от себя). Британский мастер Дж. Смит, разработавший стиль «простого оригами», ограничил процесс создания моделей использованием лишь этих двух складок. Этот стиль создан ради облегчения занятий для начинающих, а также для людей с ограниченными двигательными возможностями.
Комбинации основных сгибов (складок) формируют базовые формы, которые затем могут быть использованы для создания более сложных моделей. К наиболее распространённым базовым формам относят «бумажного змея», «рыбу», «водяную бомбочку», «двойной квадрат», «мельницу», «птицу», «лягушку». К основным фигурам оригами, завоевавшим популярность во всём мире, относят «журавлика», «змею», «лебедя», «сердце», «самолёт», «корабль» и др. Названия форм свидетельствуют о том, что среди моделей оригами преобладают образы животных и других явлений живой природы. Тем не менее в 21 в. созданы модели почти всех физических объектов, включая людей, лица, транспортные средства, здания и др.
Многие, даже самые сложные модели на начальном этапе складываются из одинаковых базовых форм. Фигуры классифицируются по этим формам, что позволяет систематизировать огромное количество чрезвычайно разнообразных моделей.
Мастера и любители оригами используют систему условных знаков, чтобы зарисовать схему складывания модели. Бо́льшая часть этих знаков была введена в практику в середине 20 в. японским оригамистом Ёсидзавой Акирой. Это во многом и позволило искусству оригами приобрести мировую популярность. Все обозначения на схемах оригами делят на стрелки, линии и знаки, таким образом наглядно демонстрируется любое действие с бумагой. Для записи того или иного приёма складывания они сочетаются между собой.
Бумага и другие материалы
Единственный материал, необходимый для оригами, это листок бумаги. Как правило, применяют квадратные листы, но для некоторых современных видов оригами требуется другая форма. К примеру, складывание фигур из денежных купюр (англ. moneygami, money-gami) подразумевает использование прямоугольных банкнот. Для оригами может быть использована почти любая бумага, но она должна быть тонкой, прочной и хорошо держать складки, т. к. может потребоваться сделать несколько сгибов на одном и том же небольшом участке: например, для создания «ног», «ступней», «клюва» и других мелких деталей у моделей. Обычно лист бумаги с одной стороны белый, а с другой – цветной (иногда с нанесённым орнаментом) и имеет форму квадрата со стороной от 2,5 до 25 см и более. Признанные мастера оригами для каждой модели подбирают наиболее подходящую для неё бумагу с целью достижения художественного эффекта, а также исходя из особенностей выбранной техники оригами. Некоторые оригамисты экспериментируют с другими материалами: картоном, различными видами ткани, проволочными сетками, металлическими листами и др.
В Японии в качестве материала для оригами часто используют бумагу васи, изготовляемую из разных видов натурального сырья (волокон коры бумажной шелковицы кодзо, кустарника мицумата и дерева гампи); она появилась предположительно в 9 в. Васи хорошо впитывает влагу, отличается прочностью и долговечностью. К её видам относят узорные виды бумаги тиёгами и юдзэн-васи, орнаменты на которых заимствованы из практики производства кимоно и печатаются вручную с деревянных досок; оба эти вида в 21 в. являются популярным материалом для оригами.
Европейские аналоги оригами
За пределами Японии интерес к художественному складыванию бумаги существовал с древнейших времён. К таким примерам Г. Дени относит способы драпировки ткани у древних египтян, греков, римлян, игравшие эстетическую, декоративную роль (Дени. 2019. С. 11–15). В Западной Европе художественное складывание проявилось в таких элементах костюма, аксессуаров или декора, как горгера (круглый гофрированный воротник), складной веер, салфетка. Практика художественного складывания из бумаги оказалась особенно тесно переплетена с кулинарным искусством. В 1639 г. был опубликован написанный десятилетием ранее иллюстрированный трактат (Giegher. M. Li Tre trattati di Messer Mattia Giegher, bavaro di Mosburg. Padova, 1639), посвящённый способам складывания салфеток и скатертей, где с помощью гравюр подробно описывались сложные схемы для создания различных форм. Автором издания был М. Гигер (М. Егер) – баварец, устроитель банкетов и мастер по искусной кулинарной резке при герцогском дворе в Падуе. Считается, что он был одним из первых, кто подробно описал тонкости сервировки в учебных целях, и даже преподавал искусство художественной складки в университете в Падуе (Friedman. 2017. P. 10). На гравюре «Как сделать животных из салфеток, сложенных зигзагами, для украшения праздничного стола» изображено множество салфеток в форме животных, рыб, кораблей, крепости и др. Каждая фигура сопровождается подробными инструкциями: к примеру, автор замечает, что салфетка, сложенная в виде голубя, «делается в четверть величины ткани, верх закладывается в две складки, нижняя часть – в одну»; павлин делается «в четверть салфетки, а хвост можно вполовину, двойными складками или одинарными – на ваше усмотрение» (Долгодрова. 2016. С. 12). Труд баварского мастера был переведён на немецкий язык и оказал большое влияние на ряд европейских публикаций, посвящённых не только вариантам сервировки, но и развлекательной математике (англ. recreational mathematics). Наряду с художественным складыванием декоративных салфеток в некоторых работах в качестве исходного материала упоминалась и бумага. Идеи геометризации, т. е. способа последовательного упрощения изобразительных форм путём выявления и подчёркивания их геометрической структуры, изложенные Гигером в его трактате, предназначенном для узкого круга кулинарных специалистов, были переосмыслены и доработаны немецкими учёными-педагогами и с начала 18 в. стали постепенно вводиться в программу школьного образования (Friedman. 2017. P. 10–12).
В 1837 г. немецкий педагог Ф. Фребель основал первый детский сад в Бад-Бланкенбурге в Тюрингии и включил занятие по складыванию бумаги в учебную программу. Он считал, что работа ребёнка с бумагой (плетение, вырезание, конструирование и т. д.) помогают развить у него чувство пропорции и понимание геометрии, мелкую моторику, пространственное воображение и другие навыки, необходимые детям. В 21 в. в Германии популярно рождественское украшение в форме объёмной звезды, сплетённой из четырёх полосок бумаги, названное в честь этого педагога – «звезда Фребеля» (нем. Fröbelstern). Иногда «звезду Фребеля» относят к оригами, т. к. она делается из одинаковых листов бумаги и собирается без использования клея, однако при её создании используется ещё и плетение бумаги, что нехарактерно для традиционного оригами.
Европейское и японское искусство складывания бумаги до середины 19 в., вероятно, развивались независимо друг от друга. Если в Японии схемы оригами были сложнее и само занятие предназначалось для взрослых, в Европе складывание бумаги больше рассматривали как детскую игру. На полотне французского живописца Каролюса-Дюрана «Забавники» (1870, Детройтский институт искусств) изображена бумажная фигурка маленькой птички – «пахарита» (исп. pajarita). Эта модель была придумана в Испании, но затем стала известной и в других странах. «Пахарита» относится к наиболее показательным примерам изобразительного оригами, возникшего на территории Европы. По популярности её часто сравнивают с японским «журавликом», а Испанская ассоциация складывания бумаги (оригами) (La Asociación Española de Papiroflexia) выбрала её в качестве своего логотипа. К известным примерам европейских бумажных моделей также относится «патенбриф» (нем. der Patenbrief) – особый лист бумаги с памятными надписями, сложенный в форме конверта, который выдавался детям после религиозной церемонии в качестве подарка от крёстных в немецкоязычных землях. В конверт могли положить монету или завернуть сухари и соль как пожелание достатка и счастья. Самые ранние образцы «патенбриф» датируются 1750-ми гг., хотя традиция, предположительно, существовала и в 17 в. Из Европы отдельные методы складывания бумаги попали сначала в Южную Америку, а затем стали известны и в Северной.
Развитие оригами во 2-й половине 19 – 20 вв.
Со 2-й половины 19 в., когда в Японии наступила новая эпоха и страна открыла свои границы для иностранцев спустя более 200 лет изоляции, европейцы смогли познакомиться с японскими принципами оригами, а японцы – с педагогическими методами Ф. Фребеля. В Японии идеи немецкого педагога соединились с многовековой традицией складывания фигурок из бумаги. В учебном плане от 1877 г. первого японского детского сада, созданного при Женском университете Отяномидзу в Токио в 1875 г., среди 25 занятий, рекомендованных детям, фигурирует и оригами. Однако в данном случае под термином оригами подразумевался японский эквивалент немецкого термина das Falten – «складка», а не традиционный для страны вид искусства.
Оригами вызывало широкий интерес, так, о нём упомянул Л. Н. Толстой в одной из ранних редакций своего трактата «Что такое искусство?», не называя, однако, сам термин, т. к. он ещё не был принят ни в Японии, ни за её пределами (Л. Н. Толстой. Что такое искусство? // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 30. Москва, 1951. С. 410).
Для японского оригами конца 19 в. характерны модели без надрезов; к этому же времени относится создание альбомов с перечнем моделей, по которым работали педагоги. Несмотря на то что складывание из бумаги в учебных целях постепенно распространилось в школах по всему миру, часто последователи Фребеля не принимали во внимание его идеи о важности творческого подхода и игры с бумагой, а использовали эту методику механически, заставляя учеников воспроизводить образцы по готовым схемам. На 1-ю четверть 20 в. пришёлся значительный спад интереса к практике складывания бумаги: на Западе оригами вытеснили занятия живописью и лепка из глины, в Японии оригами как школьная дисциплина подвергалось критике за то, что детей учат лишь складыванию классических моделей.
Возрождение всемирного интереса к оригами произошло в 1950-х – 1960-х гг. благодаря таким энтузиастам и популяризаторам оригами, как Ёсидзава Акира, Такахама Тосиэ, Хонда Исао, Л. Оппенгеймер, Роберт Харбин, Г. Легман, С. Рандлетт и др. В США, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Бельгии, Израиле и многих других странах были основаны местные организации, продвигающие это искусство, а главное, были опубликованы новые модели оригами (к этому времени термин приобрёл своё международное значение), разработанные мастерами из Японии, Европы и Америки на японском и английском языке (新らしいおりがみ芸術. Vol. 1. Токио, 1954; Folding paper puppet ... 1964; и др.).
Международную известность приобрела история Сасаки Садако (1943–1955), пострадавшей при атомной бомбардировке Хиросимы и стремившейся сложить тысячу «журавликов», чтобы выздороветь от лучевой болезни; благодаря этому сюжету бумажный «журавлик» стал символом надежды на мир без войны.
В 1980 г. Японская ассоциация оригами (NOA) утвердила 11 ноября как Международный день оригами, т. к. 11 ноября 1918 г. было подписано Компьенское перемирие, фактически завершившее Первую мировую войну. Бумажный «журавлик» как символ мира стал главным атрибутом этого праздника. Помимо этого, четыре цифры «1» (11.11) в этой дате символизируют четыре стороны квадрата: из бумажного листа такой формы складывают традиционные модели оригами. Однако праздничные мероприятия нередко проводят в течение нескольких недель, начиная с 24 октября – дня рождения Л. Оппенгеймер.
Оригами в России
В 1978 г. Ёсидзава Акира посетил СССР (Москву, Ленинград, Находку) и провёл несколько лекций и мастер-классов по искусству оригами, однако, несмотря на явный интерес к мастеру и демонстрируемой технике, страна оказалась не готова начать развитие искусства оригами самостоятельно: сказалось отсутствие опыта, знаний и переводной литературы. Становление отечественного оригами принято связывать с учреждением Московского (1989) и Петербургского (1991) центров оригами. В 1990-х гг. в ряде музеев были выставлены изделия в технике оригами [Российский этнографический музей и Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН в Санкт-Петербурге], вышло первое издание учебника для начальной школы «Уроки оригами в школе и дома» (1995), стал публиковаться журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги» (1996), в Санкт-Петербурге состоялась 1-я Всероссийская конференция «Оригами и педагогика» (1996), в московском Центральном доме художника при поддержке посольства Японии в РФ была организована экспозиция оригами (1996). В 1998 г. в США вышла книга «Русское оригами» (Afonkin S. U. Russian Origami. New York. 1998), в которой были собраны лучшие модели в технике складывания бумаги, изобретённые в России.
В начале 2020-х гг. в России существует несколько обществ и учреждений (как правило, при Японских культурных центрах), деятельность которых посвящена сохранению традиций оригами, развитию этого вида искусства и разработке образовательной методики с применением принципов и техники оригами. Среди них клубы «Оригами» в Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Хабаровске, Центр оригами и методическое объединение педагогов оригами в Санкт-Петербурге, Центр оригами в Курске и др. Различные аспекты искусства складывания из бумаги, в том числе и история отечественного оригами, наиболее полно отражены в книгах и статьях С. Ю. Афонькина и Е. Ю. Афонькиной (Афонькин С. Ю. Цветущий сад оригами / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Санкт-Петербург, 1995; Афонькин. 2000, и др.).
Оригами в 21 в.
В 21 в. искусство оригами как совокупность всех существующих мировых практик складывания бумаги продолжает развиваться. К основным стилям и техникам оригами относят: простое оригами (создание моделей с минимальным набором складок), модульное оригами (собирание сложных бумажных конструкций из отдельных деталей без применения клея или ниток), паттерн-оригами (создание фигур по чертежу-развёртке, на котором изображены все готовые складки модели), «мокрое оригами» (использование смоченной водой бумаги для придания фигурам плавности линий, выразительности и жёсткости; такой метод актуален для негеометрических объектов), математическое оригами (или математика оригами: это особый подход к складыванию, когда целью оригамиста является точное определение местоположения одной или более точек листа, задающих складки, необходимые для формирования фигуры), киригами (в процессе создания модели допускается использование ножниц и разрезание бумаги), кирикоми-оригами (сочетание складывания и вырезания, при этом соотношение надрезов и складок может быть разным – от нескольких надрезов на последнем этапе создания модели до нескольких складок на полностью вырезанной из бумаги заготовке) и др.
В разных странах существуют десятки обществ и организаций, занимающихся исследованием и продвижением искусства оригами, однако Академическое общество оригами Японии (JOAS,日本折紙学会) считается основным «законодателем мод». Несмотря на то что термин «оригами» уже стал международным, а искусство – широко распространилось, именно в Японии разрабатываются наиболее инновационные конструкции и методы. JOAS ставит перед собой цель исследовать потенциал этого древнего искусства и установить широкие и прочные контакты с его зарубежными любителями. На протяжении многих лет эта организация проводит международные выставки оригами.
На Западе в настоящее время наблюдается тенденция воплощения техник оригами в дизайне. Свойства сложенной согласно технике оригами бумаги или подобных материалов нашли применение в машиностроении, военно-промышленных разработках, биомедицинской и аэрокосмической промышленности, сфере высоких технологий.
Оригами и современное искусство
Техника оригами нашла своё отражение в современном искусстве, архитектуре, дизайне, включая мир моды, рекламную индустрию и др. Испанский дизайнер П. Уркиола вдохновлялась оригами при создании серий мебели «Antibodi» (2006; войлок) и «Earthquake» (2013; мрамор). Чилийский дизайнер В. Посада Альварес представила серию светильников «Охотник оригами» (2010) – выполненные в технике оригами головы носорога, оленя и барана, имитирующие повешенные на стену охотничьи трофеи. Японская дизайн-студия Nendo разработала для компании Elecom дизайн компьютерной мыши Orime Mouse с использованием мотивов оригами (2011). Израильский дизайнер О. Цукер совместно с мастером оригами И. Гариби создал коллекцию бетонных ваз «Palmas», которые отлиты в бумажные формы, изготовленные по принципам оригами (2012) и многие другие предметы интерьера в том же «стиле оригами». Дизайнер одежды М. Прада представила платья в духе оригами в коллекции весна/лето 2013.
К примерам «стиля оригами» в архитектуре можно отнести: здание Музея шоколада Nestlé в г. Толука в Мексике (2007, архитектор М. Рохкинд), корпус кафе и магазина при музее Сэндзю Хироси в г. Каруидзава, префектура Нагано (2011, архитектор Ясуи Хидэо), односемейный дом AA в Сан-Кугат-дель-Вальес, провинция Барселона (2011, архитектурное бюро Office of Architecture in Barcelona), Фестивальный зал в г. Эрль в Тироле (2010–2012, архитектурное бюро Delugan Meissl Associated Architects).