Легман Гершон
Ле́гман Гершо́н (Gershon Legman) (2.11.1917, Скрантон, штат Пенсильвания – 23.2.1999, Опьо, регион Прованс – Альпы – Лазурный Берег, департамент Приморские Альпы, Франция), американский художественный критик, писатель, фольклорист, сексолог. Один из главных популяризаторов современного искусства оригами наряду с Ёсидзавой Акирой, Л. Оппенгеймер, Робертом Харбином и др.
Как исследователь наиболее известен трудами «Введение: очерки и библиография эротического фольклора» («The horn book: studies in erotic folklore and bibliography», 1964) и «Рассуждения о непристойных шутках: анализ сексуального юмора» («The rationale of the dirty Joke: an analysis of sexual humor», 1968).
Оригами не было главным научным интересом Легмана, однако он внёс значительный вклад в его развитие. В 1940-х гг. начал создавать произведения в технике оригами, не только повторяя знакомые ему по книгам модели, но дополняя их и совершенствуя методы работы с бумагой. Это увлечение подтолкнуло его к исследованию истории и современного состояния искусства складывания из бумаги. Результаты его трудов были опубликованы в 1952 г. в виде тематической библиографии («Bibliography of paperfolding», 1952), которая впервые обобщила бо́льшую часть доступных на тот момент знаний об оригами в западной и восточной культурах.
В процессе исследования Легман также находил информацию о современных мастерах оригами из разных стран, впоследствии поддерживал с ними связь. Среди них – В. С. Сагредо и Л. Монтоя в Аргентине, Дж. Роудс-Пруитт и Дж. Скиллман в США, Ёсидзава Акира в Японии. Наиболее плодотворным стало сотрудничество с Ёсидзавой, с которым Легман познакомился в начале 1950-х гг. и организовал выставку его произведений из бумаги в Стеделейкмюсеуме в Амстердаме (1955), затем – в музее дизайна Купер-Хьюитт в Нью-Йорке (1959, при поддержке Л. Оппенгеймер). Благодаря участию Легмана имя Ёсидзавы было упомянуто в авторитетной книге известного фокусника-иллюзиониста и одного из теоретиков искусства оригами Роберта Харбина «Бумажная магия» («Paper magic: the art of paper folding», 1956). В книге также представлены работы в технике оригами и схемы для их создания.
Результаты деятельности Легмана в сотрудничестве с Робертом Харбином и Ёсидзавой привлекли международное внимание к искусству оригами в целом и, в частности, позволили западной публике познакомиться с достижениями японских мастеров в области складывания из бумаги.
Занимаясь изучением оригами в теории и на практике, Легман сумел объединить опыт мастеров Востока и Запада, что способствовало активному развитию этого искусства с середины 20 в.