Уркиола Патрисия
Уркио́ла Патри́сия, Мария Патрисия Кристина Бланка Уркиола Идальго (Maria Patricia Cristina Blanca Urquiola Hidalgo) (род. 12.5.1961, Овьедо), испанский промышленный дизайнер.
Училась в Школе архитектуры Мадридского политехнического университета (с 1979). Продолжила образование в Миланском политехническом университете (окончила в 1989), где осталась преподавать (1990–1992). В 1990 г. возглавила отдел по разработке новых товаров в миланской мебельной компании De Padova, работала совместно с миланским архитектором и дизайнером В. Маджистретти; с 1993 г. также сотрудничала с бюро архитекторов М. де Ренцио и Э. Рамерино; в 1996 г. возглавила дизайнерскую группу компании Lissoni Associati.
В 2001 г. Уркиола открыла собственную студию, с 2015 г. параллельно занимает пост креативного директора фирмы Cassina. Приобрела известность как дизайнер мебели и предметов интерьера, сотрудничая с такими компаниями и брендами, как Agape, Alessi, B&B Italia, Baccarat, Ferragamo, Flos, Gan, Glas Italia, Kettal, Kvadrat, Louis Vuitton, Mutina, Rosenthal, Verywood и др.
В своих работах во многом придерживается лаконичного стиля своего учителя, А. Кастильони, отдавая предпочтение чистым геометрическим формам, тонко сочетая искусственные и природные материалы, рисунки и фактуры. Критики характеризуют её стиль как женственный минимализм. Другим приёмом П. Уркиолы стало придание материалам нехарактерных для них эффектов: различные оттенки войлока в коллекции ковров «Nuances» (2019) напоминают рисунок напольного покрытия терраццо. Источником вдохновения для Уркиолы становятся как природные объекты (асимметричные обтекаемые формы кресел коллекции «Fjord», 2002, вдохновлены обкатанными морем ракушками), так и произведения искусства: для коллекции мебели «Credenza» (2016) использованы вставки из цветного стекла, выполненные по мотивам витражей художника Г. Рихтера для Кёльнского собора, а рисунок на ткани для коллекции модульных диванов «Fergana» (2009) выполнен на основе традиционных орнаментов кочевых народов Средней Азии и Шёлкового пути.
Разрабатывая предметы интерьера, текстиль, сантехнику, Уркиола часто обращается к индустриальному воспроизведению ремесленных техник: плетение уличного кресла «Crinoline» (2008) выполнено из полипропиленовых нитей и вдохновлено искусством макраме; уличное плетёное кресло «Pavo Real» (2011) задумано как интерпретация в алюминии и пластике традиционной ротанговой мебели, распространённой в Юго-Восточной Азии. Уркиола уделяет внимание экологической стороне дизайна: в гарнитуре «Raiz and Cascas» (2020) из двух приставных столиков и тележки для чая (для бразильской компании Etel) используется древесина, полученная в ходе рубок ухода в бассейне Амазонки (с экологической сертификацией Лесного попечительского совета, FSC) и композитный материал Marwoolus из мраморной крошки и шерсти (разработан миланским дизайнером М. Гуаццини).
П. Уркиола определяет свой подход английским термином «glocal», который понимает как «гибридную систему, в которой международные студии могут стать мостом для местных профессиональных сообществ в каждой стране» (Божко. Патрисия Уркиола ... ). Она также проектирует жилые, выставочные и общественные интерьеры, сохраняя в них свойственную для неё игру с фактурой и локальными цветами при ясной организации пространства и внимании к функции помещения. Среди её проектов – ряд частных итальянских вилл, общественные зоны (Lodha Apartments в Лондоне, 2020), рестораны и бары (Eneko Bilbao в Бильбао, 2018; Igniv Bangkok в Бангкоке, 2020), магазины и шоу-румы (Shinsegae Gangnam Store в Сеуле, 2016; Missoni Boutique в Нью-Йорке, 2019; Casa Mutina в Милане, 2020), офисы (Marienturm and Marienforum во Франкфурте-на-Майне, 2019, и др.), отели (Das Stue в Берлине, 2012; Room Mate Giulia в Милане, 2016; Oasia Hotel Downtown в Сингапуре, 2016, и др.).
В 2010 г. П. Уркиола разработала декорации для постановки оперы К. Монтеверди «Коронация Поппеи» в театре «Кампоамор» в Овьедо, в 2018 г. выступила как сокуратор посвящённой её учителю выставки «A Castiglioni» в Миланском политехническом университете.
Золотая медаль испанского правительства «За заслуги в изящных искусствах» (2011).