Ёсидзава Акира
Ёсидза́ва Аки́ра (Йошизава Акира; 吉澤章) (14.3.1911, г. Каминокава, префектура Тотиги – 14.3.2005, район Итабаси, Токио), японский мастер оригами. Ведущий художник и популяризатор современного искусства оригами, наряду с Г. Легманом, Робертом Харбином, Л. Оппенгеймер и др.
Ёсидзава Акира ввёл единую систему символов, благодаря которой схемы оригами стали понятны для мастеров разных стран, уточнил термины, переработал теорию, создал свыше 50 тыс. моделей, разработал собственную технику «мокрого оригами» (бумага предварительно смачивается, позволяя придать фигурам более округлый и скульптурный вид). Благодаря ему оригами приобрело статус вида искусства, а не только одной из древних народных забав или церемониальных практик.
Одним из главных принципов, которыми руководствовался Ёсидзава, было его убеждение, что в искусстве оригами важен не конечный результат, а сам процесс создания. Ни одна из моделей японского мастера не походила на другие: у каждой фигуры была своя поза, «выражение», неповторимый облик. Среди авторских моделей Ёсидзавы – многочисленные образы животных (кошки, собаки, зайцы, носороги, слоны, обезьяны, панды, журавли, пингвины, крабы, золотые рыбки, кузнечики и др.; широкую популярность завоевали его модели горилл), традиционные японские мотивы (маски театра Но, украшение в виде карпа коинобори, шлем самурая и др.), многофигурные композиции (Капитолийская волчица; птица, кормящая птенцов в гнезде; и др.). В основе моделей Ёсидзавы лежали хорошо изученные базовые формы, но опыт позволял ему извлекать из этих форм новые, весьма органичные образы (Афонькин. 2000. С. 12–14).
Первая книга Ёсидзавы Акиры, «Новое искусство оригами. Модели и их схемы», была опубликована в Японии в 1954 г. К этому моменту он уже был знаменит многочисленными статьями в журналах для широкой публики, а также авторскими моделями, опубликованными на страницах японских и западных периодических изданий. За свою жизнь Ёсидзава выпустил как автор около 20 книг по оригами.
Ёсидзава Акира никогда не продавал свои модели, а раздавал их в качестве подарков и позволял брать для выставочных целей. В 1955 г. американский писатель Г. Легман помог Ёсидзаве выставить работы в Стеделейкмюсеуме в Амстердаме. В 1956 г., также благодаря Легману, японский мастер и его работы были упомянуты британским иллюзионистом Р. Харбином во влиятельной книге «Бумажная магия» (Harbin R. Paper magic. London, 1956). В 1959 г. при поддержке Легмана и американского мастера оригами Л. Оппенгеймер Ёсидзава выставил свои работы в музее дизайна Купер-Хьюитт в Нью-Йорке. Он был почётным гостем и участником крупнейшей международной выставки об искусстве оригами Paris Origami в центре Carrousel du Louvre в Париже (1998).
Орден Восходящего солнца 5-го класса (1983).
Архивные видеоматериалы, где запечатлён Ёсидзава Акира, вошли в ключевой документальный фильм об искусстве оригами «Между складок» («Between the Folds», 2008, режиссёр В. Гулд).
14 марта 2012 г., в день 101-летия Ёсидзавы Акиры, в память о нём обычный логотип интернет-поисковика Google был заменён на версию, где каждая буква в его названии представляла собой фигурку оригами.