Роберт Харбин
Ро́берт Ха́рбин (Robert Harbin; настоящие имя и фамилия Эдвард Ричард Чарлз Уильямс, Edward Richard Charles Williams) (12.2.1909, Балфур, колония Трансвааль, Британская империя, ныне провинция Мпумаланга, ЮАР – 12.1.1978, Лондон), британский фокусник-иллюзионист, писатель, мастер оригами. Один из создателей и популяризаторов современного искусства оригами наряду с Г. Легманом, Л. Оппенгеймер, Ёсидзавой Акирой и др.
С детства увлекался сценической магией, с начала 1930-х гг. строил карьеру профессионального иллюзиониста в Лондоне. Первоначально выступал в мюзик-холлах как «Нед Уильямс, мальчик-фокусник из Южной Африки»; в 1932 г. взял псевдоним Роберт Харбин. В качестве иллюзиониста добился успеха не только на сцене, но и на британском телевидении, выступая в телешоу Би-Би-Си «Variety» (с 1937). Изобретатель ряда популярных трюков («девушка-зигзаг» – развитие фокуса с распиливанием; «женщина, растворяющаяся в воздухе» и др.). Автор публикаций об искусстве сценической магии: статьи в журнале Abracadabra (1947–1965); книги «Как стать волшебником» («How to be a wizard», 1957), «Как стать фокусником» («How to be a conjuror», 1968), «Магия Роберта Харбина» («Magic of Robert Harbin», 1970) и др.
Написал более 10 книг об оригами, придумал ряд новых бумажных моделей, а также выступал на телевидении в образовательных и развлекательных программах об этом искусстве. Впервые заинтересовался оригами в 1953 г.: навещая свою жену в больнице, заметил нескольких лётчиков, которые занимались складыванием из бумаги в рамках своего реабилитационного курса; они пользовались книгой М. Кемпбелл «Создание бумажных игрушек» («Paper toy making», 1937). Эта книга вдохновила и Харбина начать занятия оригами. В том же году он встретился с Г. Легманом, благодаря которому представления Харбина об истории и современном состоянии искусства оригами значительно расширились. Легман познакомил его с методами работы и изобретениями современных мастеров-оригамистов в разных частях света (Ёсидзавы Акиры из Японии, Л. Монтойи и В. Солорсано из Аргентины и др.). Полученные знания и практические навыки изложил в книге «Бумажная магия: искусство складывания из бумаги» («Paper magic: the art of paper folding», 1956), которая включала в себя схемы складывания бумажных моделей, описание истории оригами и доступную библиографию по теме, также существенно расширенную благодаря Легману. Книга быстро стала популярной и привлекла внимание публики к искусству оригами в Великобритании и за её пределами. В 1957 г. с книгой познакомилась американский мастер оригами Л. Оппенгеймер; в том же году она лично встретилась с Харбином, благодаря ему вступила в переписку с Гершоном, Ёсидзавой, Монтойей. Таким образом, деятельность Харбина способствовала установлению более тесных связей между мастерами-оригамистами по всему миру (Европа, США, Япония, Южная Америка), а также знакомству западной публики с японскими достижениями в искусстве оригами.
В 1959 г. некоторые схемы Харбина для складывания бумажных моделей были представлены на выставке оригами в музее Купер-Юнион в Нью-Йорке (ныне музей дизайна Купер-Хьюитт), которая стала важным этапом в развитии искусства оригами на Западе.
«Бумажная магия» осталась наиболее известной книгой Харбина, несмотря на то что в 1960-х – 1970-х гг. он выпустил более 10 работ об искусстве оригами: «Научи себя оригами, искусство складывания из бумаги» («Teach yourself origami, the art of paper folding», 1968; переиздана в 1969 под названием «Оригами: искусство складывания из бумаги», более известна как «Оригами 1»), «Больше оригами: искусство складывания из бумаги» («More origami: the art of paper-folding No 2», 1971; более известна как «Оригами 2»), «Оригами 3» («Origami 3: the art of paper-folding», 1972), «Оригами 4» («Origami 4», 1977) и др.
Вклад Харбина в развитие и популяризацию оригами не ограничивался книгами. С середины 1950-х гг. он успешно выступал на телевидении, демонстрируя процесс складывания бумажных моделей и объясняя свои действия зрителям: программы «Мистер Левый и Мистер Правый» («Mr Left and Mr Right», Би-Би-Си, 1955), «Высший балл» («Top Score», Би-Би-Си, 1963), «Оригами» («Origami», ITV, 1968–1972).
С 1967 г. и до конца жизни занимал пост президента Британского общества оригами (British Origami Society), которому завещал авторские права на свои книги об искусстве складывания из бумаги.