Организационно-производственная школа
Организацио́нно-произво́дственная шко́ла, направление аграрно-экономической мысли России в 1920–1930-х гг., основным предметом исследования которого стало семейно-трудовое крестьянское хозяйство. Главные представители организационно-производственной школы: А. Н. Челинцев, Н. П. Макаров (1886/1887–1980), А. В. Чаянов, А. А. Рыбников, А. Н. Минин (1881–1938). Школа возникла в 1911 г. и достигла своего взлёта в период НЭПа, после чего стала подвергаться ожесточённой критике, приобретшей в конце 1920-х гг. характер травли. В 1930-е гг. экономисты организационно-производственной школы были объявлены врагами социализма и репрессированы. Реабилитированы посмертно в 1987 г.
Модель семейно-трудового крестьянского хозяйства, предложенная экономистами школы, исключала использование хозяйством наёмного труда: один и тот же человек (работник) должен был выполнять одновременно и функцию непосредственной работы в хозяйстве, и функцию управления им. Экономисты школы объясняли особенности мотивации и рыночного поведения крестьянского трудового хозяйства с помощью введённого ими понятия трудопотребительского баланса (соотношения между напряжённостью годового труда и степенью удовлетворения потребностей управляющей семьи), берущего своё начало от идей Г. Г. Госсена и У. С. Джевонса (выдвигал гипотезу о том, что человек трудится до тех пор, пока степень тягости его труда не станет выше, чем полезность производимого продукта). Кроме того, экономистами организационно-производственной школы было развито понятие «организационного плана крестьянского хозяйства», означающее необходимость осознания крестьянином целей и средств своей хозяйственной деятельности. Главный принцип крестьянского хозяйства они видели в стремлении уравновесить жизненные потребности семьи с равномерным использованием её трудового потенциала в течение года. Исследовав аграрный опыт стран Запада и послереволюционной России, представители организационно-производственной школы предложили два возможных альтернативных пути эволюции крестьянских трудовых хозяйств – перерождение их в фермерские предпринимательские хозяйства или развитие по пути кооперативной коллективизации. Последняя рассматривалась как предпочтительный и единственно возможный способ сохранить семейно-трудовые крестьянские хозяйства в условиях советской деревни. Отстаивая самостоятельность кооперативных организаций и выступая против их огосударствления, экономисты школы видели суть крестьянской кооперации в идее объединения разобщённых крестьянских хозяйств, которое позволило бы мелким хозяйствам выделить из своего организационного плана те элементы и операции, в которых крупное производство имеет преимущество, и в то же время не потерять при этом своей индивидуальности.
Идеи организационно-производственной школы оказались востребованы во 2-й половине 20 в. для экономик развивающихся стран. В 1960-х гг., уже после смерти одного из признанных лидеров школы А. В. Чаянова, его книга «К вопросу теории некапиталистических хозяйственных систем», выпущенная в Германии в 1924 г., была обнаружена англичанином Д. Тёрнером, после чего идеи Чаянова и других представителей организационно-производственной школы обрели известность во многих странах мира.