Обязательные согласования (в менеджменте)
Обяза́тельные согласова́ния в менеджменте, составная часть штабных полномочий, предполагающая обязанность линейного управляющего советоваться со специалистами и менеджерами для принятия управленческого решения. При этом само решение не обязательно должно опираться на рекомендации сотрудников – советы персонала вполне могут быть проигнорированы, – однако актуализированная информация по текущим процессам и экспертизе должна быть учтена.
Под штабными полномочиями понимается право персонала (штабных специалистов) давать советы и помогать своим линейным руководителям. Согласование как вид таких полномочий означает достижение договорённости по параметрам определяемой руководством организации цели между различными звеньями в организационной цепи.
Как правило, обязательное согласование применяется, когда необходимо учесть мнения сразу нескольких подразделений и/или руководителей одного уровня управления. В таком случае иерархия управления не позволяет установить приоритет мнения одного участника процедуры согласования над мнением другого, а решение принимается путём договорённости и нахождения решения, устраивающего всех.
Обязательные согласования не являются согласованиями в полной мере, т. к. мнения и ви́дение специалистов и сотрудников аппарата управления (штабных специалистов) могут не приниматься во внимание при вынесении итогового решения.
Обязательные согласования как вид штабных полномочий используются компаниями для расширения влияния рядовых специалистов на конечное решение, сокращения информационного разрыва в экспертизах менеджера и специалиста, а также для принятия более точного и эффективного управленческого решения. Так, перед созданием и запуском нового продукта компании часто проводят аналитическое исследование рынка, после чего специалисты делятся своими результатами, наблюдениями и предположениями с менеджером, который в свою очередь выносит решение о том, какой продукт будет запущен в производство. Предполагается, что решение, согласованное с сотрудниками аппарата управления, будет реализовано именно в таком виде, хотя на практике так происходит достаточно редко, т. к. линейный руководитель обладает более широким знанием организационного контекста, чем рядовые специалисты, и принимает решения в том числе исходя из более общих целей компании (долгосрочных, стратегических, вовлекающих стейкхолдеров организации и др.).