«Сандэнс» (фестиваль)
«Са́ндэнс» (Sundance Film Festival), фестиваль независимого кино. С 1978 г. ежегодно проводится в штате Юта (США), c 1985 г. – под эгидой некоммерческой организации Институт Сандэнса (Sundance Institute), созданной актёром и режиссёром Р. Редфордом. Один из крупнейших и важнейших кинофестивалей в США. На нём демонстрируются дебютные, низкобюджетные и экспериментальные работы на социальные темы, зачастую (особенно в первые годы существования фестиваля) не имеющие шансов на широкий прокат.
Первый Кинофестиваль в Юте/США (Utah/United States Film Festival) прошёл в сентябре 1978 г. в Солт-Лейк-Сити. Идея его проведения принадлежала кинокомиссии штата, которая таким образом хотела привлечь внимание кинематографистов. Фестиваль возглавил актёр и режиссёр Р. Редфорд, однако проект столкнулся с финансовыми проблемами, для решения которых в 1980 г. событие перенесли на горнолыжный курорт Парк-Сити, а время проведения сдвинули на январь. Благодаря этому фестиваль стал популярнее, однако проблем с бюджетом это не решило, и в 1985 г. он перешёл под эгиду созданного Редфордом для продвижения независимого кино Института Сандэнса. Ранее, в конце 1960-х гг., Редфорд купил в Юте 5 тыс. акров земли и открыл на них горный курорт «Сандэнс», названный в честь вестерна «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» («Butch Cassidy and the Sundance Kid», 1969, режиссёр Дж. Р. Хилл), одного из двух главных героев в котором, бандита по прозвищу Сандэнс Кид, сыграл Редфорд. Позднее это имя закрепилось и за институтом, а с 1991 г. было присвоено и фестивалю.
Порядок проведения и регламент
Фестиваль проводится в январе и идёт 10 дней, в течение которых демонстрируется более 100 полнометражных фильмов, разделённых по нескольким программам. Конкурсные программы: «Американское игровое кино», «Американское документальное кино», «Международное игровое кино», «Международное документальное кино». Представленным в них фильмам вручаются большой приз жюри, а также зрительские награды. Кроме того, на фестивале есть внеконкурсные программы: экспериментальные секции Next и New Frontier (последняя посвящена преимущественно видеоарту), Midnight (жанровое кино, прежде всего фильмы ужасов), «Премьеры», «Специальные показы», программы для детей и сериальная программа.
Попасть на показы «Сандэнса» может не только профессиональная публика и представители киноиндустрии (как, например, в Каннах) – билеты на сеансы может купить любой желающий. Ежегодно фестиваль посещают десятки тысяч человек (Monson et al. 2020). В 2021–2022 гг. из-за пандемии ковида фестиваль проходил только в онлайне, в 2023 г. – в гибридном формате (Burr. 2022).
«Сандэнс» работает и как кинорынок: прокатчики и стриминги следят за фестивальными премьерами и покупают права на их демонстрацию. Среди фильмов, которые нашли прокатчика после премьеры на «Сандэнсе», – «500 дней лета» [«(500) Days of Summer», 2009, режиссёр М. Уэбб], «Одержимость» («Whiplash», 2013, режиссёр Д. Шазелл), «Манчестер у моря» («Manchester by the Sea», 2016, режиссёр К. Лонерган), документальная картина «Молодые политики» («Boys State», 2020, режиссёры А. Макбейн и Дж. Мосс) и др.
Миссия и известные победители
«Сандэнс» направлен на поддержку независимого кино (т. е. такого, которое снято не по заказу студий-мейджоров). «Институт Сандэнса стремится открывать, поддерживать и вдохновлять независимых авторов из США и со всего мира, которые занимаются кино и медиа, и знакомить публику с их новыми работами», – так на сайте института описана его миссия (About Us. 2023).
С направленностью фестиваля связано и то, что значительное число участвующих в нём фильмов (в последние годы от 30 до 40 %) сняты режиссёрами-дебютантами. Кроме того, фестиваль стремится соблюдать гендерный баланс (в 2023 режиссёры 57 % фильмов – женщины) и представлять площадку представителям этнических и иных меньшинств, например коренным народам США, людям с особенностями развития и т. д. Соответствующая статистика о разнообразии и репрезентации различных групп ежегодно публикуется организаторами фестиваля (2023 Sundance Film Festival … 2023).
Хотя фестиваль проходит в январе, Институт Сандэнса работает в течение всего года, объявляя творческие резиденции для режиссёров, проводя мастер-классы, встречи, а также выделяя гранты на производство фильмов.
Фестиваль получил известность и признание в 1990-е гг. после того, как помог открыть нескольких новых независимых режиссёров, в том числе С. Содерберга [его фильм «Секс, ложь и видео» («Sex, Lies, and Videotape») показали на «Сандэнсе» в 1989)] и К. Тарантино [премьера картины «Бешеные псы» («Reservoir Dogs») прошла на фестивале в 1992].