Народность (в литературоведении)
Наро́дность (в литературове́дении). Обозначает степень отражения в художественном произведении духа и миросозерцания народа, причастность писателя национальным этическим и эстетическим ценностям, а также обращённость творчества к широким слоям общества.
Понятие «народность» сложилось в эпоху Просвещения и связано прежде всего с новым восприятием Античности, в частности, в трудах Дж. Вико, указавшего на близость искусства Гомера «простонародным» чувствам и нравам своей эпохи. На формирование концепции народности оказали влияние взгляды Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Гамана, английских и немецких предромантиков. Концепция народности получила развитие в работах И. Г. Гердера, выдвинувшего идею самобытности национальных культур («дух народа»), обусловленную особенностями их исторического развития. Гердеру, обратившемуся в поисках истоков национального своеобразия к фольклору, принадлежит понятие «народная песня» (нем. Volkslied; сборник «Народные песни», 1778–1779). Идеи Гердера в значительной степени повлияли на эстетику романтизма, прежде всего немецкого, где народность, понимаемая одновременно и как выражение духа нации (национальная культура), и как ориентация на народное творчество (народная культура), становится одной из центральных категорий.
В России термин «народность» в литературной критике первым употребил П. А. Вяземский (письмо А. И. Тургеневу от 22 ноября 1819). Понятие народности утверждается в характерном для романтизма смысле в 1820-х гг.: статьи О. М. Сомова («О романтической поэзии», 1823), П. А. Вяземского («Разговор между Издателем и Классиком…», 1824); к нему обращаются А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь и др. В 1840-х гг. идея народности сыграла заметную роль в размежевании западников и славянофилов. В то время как критики славянофильской ориентации (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья И. С. Аксаков и К. С. Аксаков) под народностью понимали укоренённость писателя в традициях и ценностях народной патриархальной жизни, В. Г. Белинский в высшей степени «национально-русским» и «народным» произведением назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», имея в виду верность поэтического изображения жизни «русского общества в известную эпоху» (Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 7. Москва, 1955. С. 445). Русская демократическая критика 2-й половины 1850-х гг. в лице Н. А. Добролюбова («О степени участия народности в развитии русской литературы», 1858, и др.) переосмыслила категорию народности, связав её с изображением жизни трудовых низов общества, выражением их интересов и критикой «образованных классов», а также с доступностью искусства народу.
Понятие «народность» было востребовано отечественной литературной критикой в 1930-х гг. в связи с выступлениями М. А. Лифшица и Д. Лукача против выдвинутого вульгарно-социологической школой социально-классового подхода к искусству. В дальнейшем оно получило распространение в советском литературоведении, где под народностью подразумевалось отражение в искусстве жизни и интересов «широких трудящихся масс» и, наряду с понятием партийности, связывалось с методом социалистического реализма.
С конца 20 в. понятие «народность» в литературоведении используется редко.