Каблиц Иосиф Иванович
Ка́блиц Ио́сиф Ива́нович (Осип Иванович Каблиц; литературный псевдоним – Иосиф Юзов) [30.6(12.7).1848, село Тржебешево Поневежского уезда Ковенской губернии – 4(16).10.1893, Санкт-Петербург], деятель российского революционного движения, публицист, социолог, представитель правого крыла либерального народничества. Дворянин. По вероисповеданию католик, с 1858 г. лютеранин.
В 1866, 1868–1869 и 1871–1872 гг. учился на юридическом факультете Университета Святого Владимира в Киеве, откуда несколько раз исключался за неуплату взносов за обучение. Участвовал в деятельности ряда народнических кружков и в «хождении в народ» (1-я половина 1870-х гг.). В 1874 г. возглавлял созданный им в Санкт-Петербурге кружок последователей М. А. Бакунина. Тогда же первым среди народников, по утверждению ряда своих современников, выдвинул идею взрыва Зимнего дворца для убийства императорской семьи. В 1875 г. ненадолго эмигрировал из-за угрозы ареста, за границей пытался познакомиться с технологией производства динамита. Вскоре вернулся в Россию, отказавшись от радикальных идей.
В конце 1870 – начале 1880-х гг. отошёл от революционного движения, перешёл на позиции легального народничества. С 1878 г. постоянно публиковался в журнале «Неделя», в 1880-е гг. сотрудничал также с журналами «Слово», «Вестник Европы», «Мысль», «Устои», «Русская мысль», «Русское богатство». Его работы встречали критику в печатных изданиях различной идейной направленности, в том числе со стороны Н. К. Михайловского, В. И. Ленина, И. И. Фуделя. В 1883 г. оказался под кратковременным арестом за революционную деятельность. В 1886–1893 гг. служил в Государственном контроле.
Главные труды Каблица – «Основы народничества» (1882) и «Интеллигенция и народ в общественной жизни России» (1885). Один из активных пропагандистов народнической «теории малых дел», призывавшей интеллигенцию (к ней Каблиц относил всякого, кто живёт не физическим трудом, а умственным, в том числе духовенство, военных, торговцев, промышленников и чиновников) к планомерной «культурной работе» среди народа. Противопоставлял «альтруистическому меньшинству» «эгоистическое большинство» интеллигенции, которое он подверг критике за «самообожание» и индивидуализм. Основным принципом народничества считал подчинение «мнению народа» деятельности интеллигенции. Отстаивал необходимость сохранения крестьянской общины. По убеждению Каблица, общинный уклад крестьян был во многом обусловлен духовными потребностями народа, способствовал развитию в нём «социально-нравственных инстинктов». Выступал за передачу всей земли крестьянам и выведение её из товарооборота. Предлагал сделать артель основой крупного сельскохозяйственного производства. Настаивал на оказании государственной помощи общинам и артелям, ограждении их от «разных хищников», стремившихся, по его мнению, лишь к захвату общинной земли для спекуляции ею.
Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.