Мор Антонис
Мор Анто́нис (Антонис Мор ван Дасхорст, Anthonis Mor van Dashorst; Антонио Моро, Antonio Moro) (между 1516 и 1520, Утрехт – около 1576, Антверпен), нидерландский живописец.
Документально подтверждённых сведений о жизни Мора сохранилось мало. Предположительно учился в Утрехте у Я. ван Скорела. Испытал воздействие живописи Г. Гольбейна Младшего. В творчестве Мора встречаются религиозные и мифологические композиции, однако его специализацией был портрет («Портрет дамы», около 1538, Прадо, Мадрид). Среди ранних работ, созданных под влиянием учителя, характерные для нидерландской традиции групповые портреты – «Утрехтские каноники К. ван Хорн и А. Т. ван Амеронгген» (1544, Государственные музеи, Берлин). С 1547 г. состоял в гильдии живописцев Антверпена.
В 1548 г. поступил на службу к советнику Габсбургов и покровителю искусств кардиналу А. П. де Гранвеле, сопровождал его на Аугсбургский рейхстаг. Создал портреты А. П. де Гранвелы (Музей истории искусств, Вена) и герцога Альбы (оба – 1549; Латиноамериканское общество Америки, Нью-Йорк). Произведения демонстрируют овладение формальным типом парадного портрета, выработанным во многом под влиянием Тициана и Я. Зайзенеггера (Тициана, работавшего в 1548 у императора Карла V, Мор мог видеть во время путешествия в Аугсбург). В этих и последующих портретах сложилась иконографическая формула Мора: поколенное изображение (реже в полный рост), трёхчетвертной разворот, боковое освещение, словно следящий за зрителем взгляд модели. Объективность и отстранённость художника по отношению к модели, внимание к деталям, значительная роль рисунка и линии в живописном исполнении свидетельствуют о том, что итальянские образцы были синтезированы мастером с традициями старонидерландского портретного искусства.
Во время путешествия по Нидерландам в 1549–1550 гг. будущего короля Филиппа II, вероятно, был рекомендован А. П. де Гранвелой в качестве придворного художника; исполнил портрет Филиппа (около 1549–1550, Музей изящных искусств, Бильбао; этюд с натуры в Музее изобразительных искусств в Будапеште) и ряда представителей испанского и португальского королевских домов. Предположительно в 1550 г. ездил в Италию, копировал произведения Тициана. По поручению Марии Венгерской (Австрийской) в 1550–1553 гг. Мор работал в Португалии и Испании, портретируя членов королевской семьи Габсбургов (будущий император Священной Римской империи Максимилиан II, 1550; его супруга Мария Австрийская,1551; оба – Прадо, и др.). В 1554 г. по указанию императора Карла V посетил Англию; исполнил портрет королевы Марии Тюдор (1554, Прадо).
В связи с отречением от престола Карла V (1556) и коронацией Филиппа II, во 2-й половине 1550-х гг. получил множество заказов; сохранились портрет принца Вильгельма I Оранского (1555, замок Вильгельмсхёэ, Кассель), «Филипп II при Сен-Кантене» (1557, Эскориал), ряд других произведений, а также портрет Я. ван Скорела (предназначенный для его надгробия) в манере учителя (1559, Общество антиквариев, Лондон) и автопортрет (1558, Уффици, Флоренция). В 1559–1561 гг. находился в Испании на службе у короля Филиппа II (портрет его сестры Хуаны Австрийской, 1560, Прадо).
Кроме европейских дворов, Мор жил в основном в Утрехте, где у него была собственность, но ездил работать в Антверпен и Брюссель. Продолжал пользоваться покровительством А. П. де Гранвелы, выполнял заказы нидерландского двора (портрет Маргариты Пармской, около 1562, Музей истории искусств). Последние годы жизни провёл в Антверпене (до 1573), писал главным образом портреты торговцев, отличающиеся бо́льшей камерностью и непосредственностью (портрет Томаса Грешема, около 1565–1570, Рейксмюсеум, Амстердам), также художников (Х. Гольциуса, 1573–1574, Королевский музей изящных искусств, Брюссель).