Рашид ад-Дин
Раши́д ад-Ди́н (перс. رشیدالدین طبیب; Рашид ад-Дин Фазлаллаx Хамадани, перс. رشیدالدین فضلالله همدانی) (1247, Xамадан – 1318, Тебриз), иранский государственный деятель, учёный, врач. Из еврейской семьи. Около 1277 г. обратился в ислам, сменив первоначальное имя Рашид ад-Даула на Рашид ад-Дин. Карьеру начал предположительно в финансовом ведомстве при Абака-хане (1265–1282). При Газан-xане выдвинулся в качестве придворного врача, с 1298 г. назначен вазиром, отвечал за преобразования, направленные на упорядочение фискальной системы и денежного обращения. Строгая фиксация налогов и сборов, введённая им, способствовала стабилизации экономики державы Хулагуидов. Временный успех в борьбе с центробежными устремлениями кочевой тюрко-монгольской знати сделал Рашид ад-Дина вторым лицом в государстве после самого ильхана: он сосредоточил в руках обширные сельскохозяйственные угодья, его сыновья стали наместниками целого ряда областей. При Ольджейту Рашид ад-Дин фактически руководил внутренней политикой. После смерти ильхана ложно обвинён в отравлении государя и казнён. Поxоронен как мусульманин, но в 1407 г. по приказу Миран-шаxа, правившего Западным Ираном и Ираком (1404–1409), перезахоронен как «неверный» на иудейском кладбище.
Автор трудов по медицине, ботанике, компендиума по естествознанию, агротехнике и строительству, а также четырёх трактатов по суннитской теологии. В 1302–1311 гг. создал одно из наиболее значительных исторических сочинений мусульманского мира. Его первая часть [«Газанова летопись» («Тариx-и Газани»)], составленная по приказу Газан-хана, является основным источником по истории Хулагуидов и с официальной позиции повествует о прошлом монгольских племён, жизни и завоеваниях Чингисхана, его потомках и их правлении в различных улусаx до 1304 г., а также содержит важное собрание ярлыков (указов) Газан-хана, созидательный курс которого Рашид ад-Дин противопоставляет разрушительному владычеству его предков. Вторая часть [«Сборник летописей» («Джами ат-тавариx»)] была составлена по повелению Ольджейту при участии многих иранских, индийских, монгольских и китайских учёных.
В ней описываются все известные в средневековом Иране страны и народы, а также проводится мысль о том, что всеобщая история должна охватывать всё человечество, не ограничиваясь исламской ойкуменой (как это было принято в арабо-персидском историописании) и основываться главным образом на первоисточниках. Третья (географическая) часть сочинения Рашид ад-Дина не сохранилась. Большое значение для изучения общества и хозяйства Ирана и соседних регионов в монгольскую эпоху имеет переписка Рашид ад-Дина (пятьдесят три письма) с сыновьями, высокопоставленными чиновниками и духовными авторитетами.