Мамонтов Сергей Саввич
Ма́монтов Серге́й Са́ввич [4(16).4.1867, Москва – 3(16).8.1915, Тарнополь, ныне Тернополь, Украина], российский художественный, балетный и театральный критик, журналист, драматург, поэт; штабс-ротмистр. Из рода Мамонтовых, сын С. И. Мамонтова. Окончил Николаевское кавалерийское училище в Санкт-Петербурге (1890).
В 1890–1894 гг. служил в лейб-гвардии Гродненском гусарском полку, вышел в отставку в чине поручика. Член правления акционерного общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги (1895–1899).
В 1890–1900-е гг. совершил путешествия по России, странам Европы (Германия, Франция, Италия, Греция), Африке. В 1900–1910-е гг. сотрудник и постоянный рецензент газеты «Русское слово», журналов «Рампа и жизнь», «Русский артист», публиковал свои статьи также в «Ежегоднике Императорских театров», газете «Россия» (часто писал под псевдонимами Матов, Матов Сергей, С. Матов, С.М., С.С.М., Том Манов). Выступал в защиту реформ в балетном театре, касавшихся совместной работы художника и хореографа (в частности, К. А. Коровина и А. А. Горского), создания декораций, костюмов, сценического реквизита в едином стиле и в соответствии с выбранной исторической эпохой; воспринимал спектакль в первую очередь через его сценографическую составляющую; уделял внимание описанию происходящего на сцене. Поддерживал пластические эксперименты, изучал идеи Э. Жака-Далькроза и их трактовку, предложенную С. М. Волконским, благосклонно высказывался о творчестве А. Дункан и её последовательниц, рецензировал концерты частных балетных школ.
В 1903 г. в качестве корреспондента газеты «Русское слово» направлен на Дальний Восток. В 1904 г. оказался в Порт-Артуре, где стал свидетелем начала русско-японской войны 1905–1907 гг. Вступил в действующую армию, был прикомандирован к Амурскому казачьему полку, ранен в Ляоянском сражении 1904 г., эвакуирован с театра военных действий.
После начала Первой мировой войны вновь вступил в действующую армию. Военный цензор 18-го армейского корпуса, обер-офицер при военно-цензурном отделении отдела генерал-квартирмейстера штаба 9-й армии.
Автор более десятка пьес, среди них самые известные: «В сельце Отрадном» (1903), «Ценою крови» (1905), «Надежда, или Бонапарт в Москве» (1912).
В 1911 г. вошёл в состав учредителей нового театра – Мамонтовского (далее – Мамоновского) театра миниатюр в качестве директора (антреприза была задумана совместно с актрисой М. А. Арцыбушевой, её мужем Д. А. Арцыбушевым, при участии художников Е. Е. Лансере и В. Д. Замирайло, а также В. С. Алексеева). Но ещё до открытия театра, в сентябре 1911 г. Мамонтов отказался от участия в этом предприятии.
В 1888 г. выпустил первый поэтический сборник «Стихотворения» (под псевдонимом С.М.М.), в том же году в сборнике «С миру по нитке» дебютировал как прозаик с рассказом о трагической любви «Горе» (под псевдонимом Том Манов). Под собственным именем публиковался с 1894 г. – стихотворение на смерть императора Александра III «Видение» («Новое время», 1894, 6 ноября), «Два певца» и «Триумфатор» («Вестник Европы», 1895, №1), второй поэтический сборник «Стихотворения» (М., 1896), книгe «Были и сны» (М., 1902). Поэзия проникнута религиозными мотивами, в ней заметно влияние М. Ю. Лермонтова и Я. П. Полонского.
Многочисленные путешествия С. С. Мамонтова нашли отражение в путевых («Холера», «В молодой Турции») и исторических («Война») очерках, составивших сборник «По белу свету» (М., 1910). Их основные темы – цена человеческой жизни, отношения общества и личности.
Награждён орденами Святого Станислава 2-й степени, Святой Анны 2-й степени (оба – 1914).
Умер в госпитале от болезни почек. Похоронен в Москве на Братском кладбище для воинов, умерших в войну 1914 г., и для сестёр милосердия Московских общин (упразднено в 1932, ныне парк на Новопесчаной улице).
Жена С. С. Мамонтова – Варвара Аполлоновна, урождённая Эберле (в первом браке Мельникова) (1870–1941 или 1943), оперная певица, режиссёр, педагог. Выступала в Большом театре (1892–1893), с 1896 г. в Частной русской опере С. И. Мамонтова, в 1903–1905 гг. в труппе Московского художественного театра.