Полонский Яков Петрович
Поло́нский Я́ков Петро́вич [7(19).12.1819, Рязань – 18(30).10.1898, Санкт-Петербург; похоронен в Рязани], русский поэт, прозаик.
Окончил Рязанскую гимназию (1838) и юридический факультет Московского университета (1844). В 1845–1846 гг. жил в Одессе; в 1846–1851 гг. служил в Тифлисе (ныне Тбилиси) в канцелярии наместника М. С. Воронцова, одновременно был помощником редактора газеты «Закавказский вестник». С 1851 г. в Санкт-Петербурге. В 1857–1858 гг. выезжал за границу (Германия, Италия, Франция). В 1859–1860 гг. редактировал журнал «Русское слово». В 1860–1896 гг. служил в Комитете иностранной цензуры. Действительный статский советник (1876). Член-корреспондент Петербургской академии наук (1886).
Началом своей литературной деятельности считал 1837 г., когда поднёс приветственное стихотворение будущему императору Александру II и заслужил похвалу В. А. Жуковского. Дебютировал в печати в 1840 г. В 1844 г. в Москве вышел его первый поэтический сборник «Гаммы», в 1846 г. в Одессе – сборник «Стихотворения 1845 года», в Тифлисе – сборники «Сазандар» (1849) и «Несколько стихотворений» (1851). Итог своей ранней лирике подвёл в сборниках «Стихотворения» (1855; 1859; оба изданы в Санкт-Петербурге), которые были одобрены критикой и принесли ему широкую известность. Полонский воспринимался как преемник поэтов пушкинской поры, виртуозно владевший стихотворной техникой, внимательный к предметным деталям и тонкостям душевных переживаний. Особенный успех имели характерные для Полонского стихотворения романсного типа с едва намеченным лирическим сюжетом («Дорога», 1842; «Зимний путь», 1844; «Затворница», 1847; «Песня цыганки», 1853; «Колокольчик», 1854) и «грузинские» стихотворения с экзотическими для русской публики реалиями («Не жди», «После праздника», оба 1849; «Тамара и певец её Шота Руставель», 1851, и др.). Большое место в лирике Полонского занимают романтические мотивы: («Пришли и стали тени ночи…», 1844; «Качка в бурю», 1850; «Старый сазандар», 1855; «На корабле», 1856; «Сны», 1856–1859).
В 1860–1870-х гг. подвергался нападкам за мелкость тем и неясность гражданской позиции; критика противопоставляла его Н. А. Некрасову, зачисляя в ряды приверженцев «чистого искусства», хотя Полонский не избегал гражданственной тематики [его стихотворение «Узница» (1878) – отклик на суд над В. И. Засулич], придерживался умеренно либеральных взглядов и печатался в журналах различной направленности. Своё мнение об отношении поэзии к общественной жизни выразил в программных стихотворениях «Для немногих» (1860), «Одному из усталых» (1863), «Поэту-гражданину» (1864), «В альбом Ш.» (1871). В поздних поэтических сборниках – «Оттиски» (1866), «Снопы» (1871), «Озими» (части 1–2, 1876), «На закате» (1881) и «Вечерний звон» (1890) – наряду с чистой лирикой, есть сюжетные стихотворения с острой социальной («Миазм», 1868; «Старая няня», 1881) и политической проблематикой («На улицах Парижа», 1871), а также произведения на легендарно-исторические темы («Казимир Великий», 1874).
Среди поэм выдающийся успех имела лишь первая – «Кузнечик-музыкант» (1859), «шутка в виде поэмы», в которой аллегорически представлено положение артиста в великосветском обществе. Интерес представляют отчасти автобиографический роман в стихах «Свежее преданье» (1861–1862, не окончен), поэма «Келиот» (1874) о войне греков за независимость от турок, а также поэмы «Больной писатель» (1860), «Братья» (1866–1870, не окончена), «Мими» (1873), «Мечтатель. Юноша 30-х годов 19 столетия» (1893) и сатирическая поэма «Собаки» (1892). Полонскому принадлежат также две стихотворные драмы: «Дареджана, царица Имеретинская» (1852) из истории Грузии 17 в. и «Разлад» (1864) о Польском восстании 1863–1864 гг.
Наиболее значительные прозаические сочинения – романы «Признания Сергея Чалыгина» (1867, не окончен), в котором глазами ребёнка показана эпоха декабристов, и «Женитьба Атуева» (1869) о возвращении «нигилиста» к обычной жизни. Автор романов «Дешёвый город» (1879), «Крутые горки» (1880–1881), «Нечаянно» (1886), сборника «Повести и рассказы» (части 1–2, 1896); книг воспоминаний «Старина и моё детство» (1890), «Мои студенческие воспоминания» (1898), мемуарного очерка «И. С. Тургенев у себя в его последний приезд на родину» (1884). Из писателей Полонский теснее всего был связан с А. А. Фетом и А. Н. Майковым; в последние годы поддерживал дружеские отношения с А. П. Чеховым. Как поэт предвосхитил некоторые открытия символистов, непосредственное влияние оказал на А. А. Блока.