Макаренко Антон Семёнович
Мака́ренко Анто́н Семёнович [1(13).3.1888, Белополье, Харьковская губерния, ныне Сумская область, Украина – 1.4.1939, Москва], украинский и российский педагог, писатель.
Биографические сведения
По окончании Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём (1905) преподавал в железнодорожных училищах в Крюкове (1905–1911), на станции Долинская (1911–1914) и в Полтавском высшем начальном училище (1917). Окончив Полтавский учительский институт (1917), заведовал Высшим начальным училищем в Крюкове (1917–1919) и начальным училищем в Полтаве (1919–1920). В сентябре 1920 г. возглавил колонию для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой [с 1921 колония имени М. Горького; в 1926 переведена в Куряж (ныне поселок Подворки) близ Харькова], руководил трудовой коммуной имени Ф. Э. Дзержинского (1927–1935, в пригороде Харькова). В 1935–1937 гг. в НКВД УССР (отдел трудовых колоний), заведующий колонией для несовершеннолетних в Броварах (под Киевом; октябрь 1936 – январь 1937). С 1937 г. в Москве; занимался в основном литературной деятельностью и выступлениями с лекциями.
Вклад в теорию и практику воспитания
Новаторская разработка Макаренко теории и практики социального воспитания совершалась на основе научной преемственности, творческого и критического подхода к педагогическому наследию, отечественным традициям воспитания, достижениям педагогической мысли и практики. Социальная педагогика Макаренко – результат проявления единства преемственности и новаторства, органичного соединения новых социально-культурных условий, возможностей и потребностей с критическим осмыслением и использованием достижений предшествующей отечественной и зарубежной педагогической теории и практики т. н. реформаторской педагогики конца 19 – начала 20 вв.
Педагогическая деятельность была устремлена к широкому социально-историческому преобразованию: она впервые делает педагогику массовой практикой социального реформаторства, поскольку природа человека имеет социально-историческое измерение. Социально ориентированная педагогика выступала средством и методом социального реформирования советского общества путём правильно организованного воспитательного процесса.
Опираясь на личный педагогический опыт по воспитанию ценностно-значимой личности, формированию базовой культуры человека и теоретические знания в области гуманитарных наук, Макаренко осмыслил и представил в виде системы целей воспитания программу социального воспитания и разработал систему адекватных этим целям (идеалам) средств воспитания и развития целостной личности. В системе оснований, определяющих гуманистическую сущность и направленность воспитания Макаренко, выделяются такие личностные ценности, как гармоническое развитие, духовность, свобода, ответственность, долг как смысл жизни, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, дисциплинированность, чувство чести.
Макаренко выдвинул и практически реализовал идеи о гармонизации развития, личности и сообщества (коллектива), о единстве практически-преобразовательной деятельности («жизни») и формирования личности, которые являются основополагающей в его личностно-социальной концепции воспитания. Личность, по Макаренко, является личностью лишь постольку, поскольку у неё развиты не только индивидуальные потребности, даже самые богатые и разнообразные, но и общественные интересы и потребности. Чем в более сложную и социально значимую творческую деятельность включён индивид, тем с большим успехом формируется высокоразвитая личность.
Воспитание (формирование) «нового человека» рассматривалось как организация жизни детей, их нравственного опыта, как средство духовного объединения, пробуждения в каждом ребёнке сознания своей силы и значительности посредством педагогически правильно организованного коллектива, воспроизводящего существенные формы жизнедеятельности общества. Макаренко обосновал и реализовал идею о саморазвитии личности, когда педагогический процесс состоит в организации его, а не в превращении человека в пассивный объект воспитательных манипуляций.
Программы развития человеческой личности у Макаренко это не директивно-эталонный образец, а ориентир для деятельностей воспитателя и воспитанника, минимум, ядро социально и личностно значимых качеств, которые являются основой для развития уникальности каждого человека.
Обосновал гуманистический этический принцип единства уважения и требовательности к человеку, признание существенных различий между воспитанием и обучением, приоритета воспитания в целостном педагогическом процессе, основополагающей роли в нём труда как хозяйства, положение об укладе жизни педагогического учреждения как главном факторе воспитания.
Для педагога идеал «совершенного человека» был эталоном поведения подростка и юноши. Макаренко понимал природу человека как совокупность необходимых существенных свойств и способов жизнедеятельности в обществе. Стержень философско-мировоззренческой системы Макаренко: воспитание нового человека для счастливой полноценной жизни посредством включения его в правильно организованные существенные формы жизнедеятельности общества – трудовые коллективы, где личность находит как необходимые средства для своего развития, так и условия для самореализации.
Доминантой воспитательной системы Макаренко была целевая установка сконцентрировать внимание на образе человека, которого не перевоспитывают, а создают как полноценного и активного члена общества. Его педагогика характеризуется как активная, целеустремленная наука о созидании, целенаправленном воспитании личности, всестороннем развитии природных свойств человека и включает идеи нового положения человека в обществе, прежде всего в системе производства; построения воспитания на основе хозяйственно-трудовой деятельности единого детско-взрослого трудового объединения – воспитательного коллектива педагогического учреждения. Чёткое понимание специфики воспитания (в отличие от обучения и в связи с ним) обеспечило высокую эффективность творчества Макаренко как педагога-теоретика и практика.
Выдвинул ряд социально-педагогических идей: соединение процесса воспитания и производственного процесса в логике их «параллельного действия»; создание «чисто педагогической системы хозяйствования»; связь воспитания с жизнью общества и производством на основе взаимодействия поколений; организация воспитательного коллектива как единой трудовой общины детей и взрослых; широкая «организация детства» путём объединения детских учреждений в «крупном педагогическом и хозяйственном комплексе».
Фактором интеграции всех элементов воспитательной системы А. С. Макаренко являлись: определённый стиль и тон педагогической работы; ценностно-значимые ситуации как формы субъектно-объектных отношений и самореализации личности в колонии/коммуне; система взаимозависимостей в детско-взрослом самоуправлении; система близких, средних и дальних перспектив, способствовавшая формированию, становлению и развитию таких ценностных черт характера, как сознательная дисциплина, ответственность, честность и трудолюбие.
Макаренко осуществил опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей, создал эффективную социально-педагогическую систему работы с беспризорниками, стал основоположником подлинной социальной работы и социальной педагогики, осуществив перевоспитание индивидов с крайне запущенной девиацией (преступники, беспризорники).
Сущность своего педагогического опыта определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» (Макаренко А. С. Школа жизни... Т. 6. 2013. С. 135, 225, 235 и др.). Акцентировал воспитание на стимулировании положительных задатков личности («проектирование лучшего в человеке»), на максимальном приближении педагогического заведения особого типа к условиям воспитания «нормальных» детей в открытом учреждении.
В колонии имени М. Горького произошло создание т. н. воспитательного коллектива как единой трудовой общины детей и взрослых в педагогическом учреждении. Воспитание осуществлялось с учётом т. н. параллельности воспитательного и производственного процессов, хозяйственно-трудовой (сельскохозяйственной) основы воспитания, организации труда как хозяйства, хозяйственно-производственной логики, повышения уровня общеобразовательной подготовки воспитанников и их культуры, введения начального профессионального обучения.
Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского до 1935 г. (до перевода Макаренко в Отдел трудовых колоний НКВД УССР) сохраняла статус учебно-производственного комбината, школы-коммуны, предназначенной в основном для подростков 14–17 лет. В ней на основе современного машинного и промышленного производства, повышения производительности труда, его рентабельности, общественно-политической значимости осуществлялись производственно-хозяйственная деятельность, экономическое воспитание, подготовка т. н. культурного советского рабочего, общее образование, подготовка к вузу – с удовлетворением индивидуальных потребностей воспитанников, склонностей к той или иной направленности образования. Продуманная и апробированная на практике организация трудовой коллективной жизнедеятельности в детской трудовой коммуне имени Ф. Э. Дзержинского позволяла каждому воспитаннику чувствовать себя защищённым, ощущать привлекательность и полноценность коллективной жизни, осознавать свою ответственность перед коллективом и быть заботливым хозяином своего учреждения.
Макаренко создал воспитательную систему, ориентированную на формирование определённых ценностных качеств личности и норм поведения, разработал воспитательную технологию (технику) и методику воспитания личности средствами коллектива. У коммунаров вырабатывались умения и навыки коллективного хозяйствования (разновозрастные отряды, советы командиров), осуществлялась новая система экономических отношений (хозрасчёт, полная самоокупаемость), развивались принципы трудовой морали. Это достигалось благодаря пафосу активно-творческой деятельности (труд – забота), идеи т. н. завтрашней радости (в единстве с радостью сегодняшнего дня), яркими праздниками, ритуалами и традициями, создающими стимулирующий эмоциональный настрой.
На основе осмысления продуктивного опыта Макаренко создал оригинальное и значимое направление в воспитании – педагогику отношений, которая была направлена на преодоление отчуждения людей друг от друга, личности от общества, труда и культуры, реализацию идеи воспитания на основе разновозрастного принципа организации первичного коллектива. Формирование элементов воспитательной системы Макаренко осуществлялось на основе следующих факторов: трудовой воспитательный коллектив, защищающий личность; правовая основа жизни коллектива, узаконенная в конституции детского учреждения; воспитательная направленность организации физического и умственного труда; детско-взрослое самоуправление; формирование общественного мнения; система перспективных линий; создание воспитывающих ситуаций, стиля отношений и взаимозависимостей.
Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива. Постановка целей близкой, средней и далёкой перспектив в педагогической теории Макаренко рассматривалась как важнейший и самостоятельный раздел воспитательной работы. Выбор цели осуществлялся посредством коллективного поиска воспитанниками перспектив собственного развития, перспектив развития коллектива. Отсутствие перспективы рассматривается как тормоз на пути развития.
Мажорное состояние коллектива (постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию) зависело от завтрашней радости – цели близкой перспективы – и от радости, отодвинутой во времени, – цели средней перспективы. Однако наиболее полную эмоциональную удовлетворённость коллектив и воспитанник ощущают тогда, когда их деятельностные усилия направлены на приближение целей далёкой перспективы. В этой связи Макаренко ставил вопрос о диалектике близких и далеких целей в жизнедеятельности коллектива, о противоречиях этих целей, разрешаемых в коллективно организованной деятельности. Система близких, средних и дальних перспектив способствовала формированию образа будущего в сознании воспитанников, становлению и развитию таких черт характера, как сознательная дисциплина, ответственность, честность и трудолюбие.
Отличительным признаком сформированного коллектива Макаренко считал гуманистический характер отношений, проявляющийся в стиле коллектива: ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; дружеское единение его членов; ощущение защищённости каждого члена коллектива; активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому действию; сдержанность в эмоциях и словах.
Макаренко создал методику целесообразного, в зависимости от конкретных условий, организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношений личности и коллектива, самоуправления, формирования общественного мнения как регулятора отношений в коллективе. Большое значение придавалось стилю внутриколлективных отношений: первичный коллектив – разновозрастной отряд, где осуществлялись межличностные контакты (т. н. контактный коллектив), которые были для воспитанников притягательными, отличались богатством эмоционально-духовной жизни и высоким уровнем сложности учебно-производственных задач. Осуществлялось развитие индивидуальности его членов через гармонизацию отношений личности и коллектива, одновременное внимание к формированию каждой личности в отдельности, воспитательное воздействие на неё через коллектив (т. н. педагогика параллельного действия) и непосредственно педагогом. Предложил конкретные методики воспитания: метод «создания событий» (воспитательных ситуаций, имеющих поворотное значение), авансирование воспитанников «завтрашней радостью», коллективное осуждение, «педагогический взрыв».
Вклад в теорию семейного воспитания
Макаренко внёс существенный вклад в теорию семейного воспитания. В «Книге для родителей» (1937, совместно с Г. С. Макаренко) утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Главным принципом семейной педагогики считал высокие требования родителей к себе, подчёркивал необходимость серьёзного и искреннего тона в отношениях с детьми. Центральное звено концепции семейного воспитания Макаренко – положение о семье как трудовом воспитательном коллективе, вычленение основных воспитательных функций семьи (во взаимодействии с воспитательными функциями школы) и характеристика факторов (внешних и внутренних), влияющих на эффективность семейного воспитания.
Использовал многие сильные стороны семейного воспитания, полагая, что коллектив, наиболее напоминающий семью, будет самым эффективным в воспитательном отношении. Это проявилось в организации быта в коммуне как «дружного семейного», в развитии межличностных отношений, заботы воспитанников друг о друге, взаимной любви взрослых и детей.
В помощь семье предлагал организовать выпуск специальной литературы для родителей и открыть краткосрочные обязательные курсы для них; создавая по месту жительства родительские коллективы, направлять их деятельность, привлекать к постоянной работе в школе. Важную функцию школы во взаимодействии с семьёй видел в организации постоянного наблюдения учителей за ходом семейного воспитания, целенаправленном педагогическом изучении воспитательного опыта родителей учащихся. Считал, что сотрудничество с родителями учащихся – профессиональная обязанность учителя; воспитывая детей, школа всегда прямо или косвенно оказывает влияние на воспитательный процесс в семье. Взаимное влияние воспитывающих сил – важное условие совершенствования воспитательного процесса.
Литературное творчество
В литературных произведениях [повести «Марш 30 года» (1932), «Флаги на башнях» (1938), «Педагогическая поэма» (части 1–3, 1933–1936), незавершённый роман «Пути поколения», пьеса «Ньютоновы кольца»] на материале собственного опыта показал сложнейшую гамму полнокровного взаимодействия детства и юности с жизнью взрослых, социальной действительностью.
Его литературное творчество вызывало большой интерес и многочисленные отклики читателей и профессиональных критиков. Фактором развития макаренковского литературного творчества стали рецензии, литературно-критические статьи о «Педагогической поэме», содержащие в основном её положительную оценку.
30 января 1939 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени «За выдающиеся успехи и достижения в области развития советской художественной литературы».
Международное признание
Произведения Макаренко стали переводиться на иностранные языки ещё при жизни писателя. Первые переводы «Педагогической поэмы» на английский, французский, голландский языки появились в 1936–1939 гг. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. его книги получили широкое распространение за рубежом. Книги Макаренко переведены более чем на 50 языков, включая языки народов СССР: «Педагогическая поэма» переведена на 30 языков (28 стран; кроме основных мировых языков, выходила на албанском, бенгали, голландском, норвежском, телугу, финском); «Флаги на башнях» переведены на 15 языков (16 стран); «Книга для родителей» – на 23 языка (21 страна); «Лекции о воспитании детей» – на 18 языков (19 стран).
Созданная Макаренко социально-личностная, жизненно ориентированная педагогика актуальна и перспективна. Ориентиры воспитательной системы Макаренко, его теоретическое творчество и педагогическая практика – связующие звенья между педагогикой дореволюционной России, СССР и современной России, а также между отечественной педагогикой и педагогикой зарубежных стран.
В Москве действовал Педагогический музей А. С. Макаренко (основан в 1983; работал до 2015), штаб-квартира Российской ассоциации А. С. Макаренко. «Макаренковские лаборатории» по изучению жизни и творчества великого педагога работают в Полтавском государственном педагогическом институте (Полтавский центр макаренковедения, с 1985), Нижегородском государственном педагогическом университете (с 2003); музеи А. С. Макаренко открыты в Кременчуге (педагогическо-мемориальный музей А. С. Макаренко), поселке Подворки, селе Ковалёвка (Полтавская область) и др.
Активно действуют Международная макаренковская ассоциация (1991, президент Никола Сичилиани де Кумис, Италия, с 2013); Российская макаренковская ассоциация (1996); Украинская ассоциация Антона Макаренко (президент А. В. Ткаченко).
Со 2-й половины 1940-х гг. исследования педагогической системы Макаренко ведутся во многих странах: Венгрии, Великобритании, Италии, Китае, Польше, США, Франции, Чехии, Японии.
Центром международного макаренковедения на протяжении многих лет являлась «Лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко» (ФРГ).
Труды Макаренко начиная со 2-й половины 1940-х гг. глубоко изучаются и осмысливаются видными итальянскими учёными (Д. Бертони Йовине, Д. М. Бертин, Б. Беллерате, Н. Сичилиани де Кумис и др.). Действует Итальянская национальная ассоциация А. С. Макаренко.
Свидетельством международного признания деятельности Макаренко стало решение ЮНЕСКО (1988) отнести Макаренко к 4 педагогам, определившим способ педагогического мышления в 20 в. (остальные – Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори).
Отражением новых процессов в мировой общественной мысли стала инициатива Международного бюро просвещения в составе ЮНЕСКО, назвавшего в конце 20 в. 100 педагогов-философов, образующих «Галактику пайдейи», отражающую разные культуры, цивилизации, эпохи. Русская культура представлена именами П. П. Блонского, Л. C. Выготского, A. C. Макаренко, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.