Кершенштейнер Георг
Ке́ршенштейнер Гео́рг (Georg Michael Kerschensteiner, Георг Михаэль Кершенштайнер) (29.7.1854, Мюнхен – 15.1.1932, там же), немецкий педагог, теоретик гражданского воспитания и трудовой школы. Окончил Мюнхенский университет (1883), преподавал в коммерческих училищах и гимназиях в Нюрнберге, Швайнфурте, Мюнхене. В 1895–1919 гг. городской школьный советник в Мюнхене. С 1920 г. профессор Мюнхенского университета. В своих трудах подверг критике традиционную народную школу и гимназию, нуждавшихся, по мнению Кершенштейнера, в такой системе образования и воспитания, которая обеспечивала бы подготовку из детей и подростков благонамеренных граждан, добросовестных и инициативных в области своей профессии и деятельности работников. Главным средством такого воспитания Кершенштейнер считал трудовую школу, сущность которой заключалась в том, чтобы вооружить учащихся минимумом знаний и максимумом умений и навыков, характерных для данной отрасли практической деятельности, а также соответствующими гражданскими убеждениями. Кершенштейнер не распространял «трудовой принцип» на средние школы (гимназии и реальные училища), был сторонником двойственной системы обучения. В народных (массовых) школах Кершенштейнер считал нужным широко использовать различные виды ремесленного труда, самостоятельные лабораторные работы, практические занятия, ручной труд на уроках общеобразовательных дисциплин. Собственно профильная подготовка, по Кершенштейнеру, должна осуществляться в дополнительных школах для работающих подростков, имеющих образование в объёме народной школы. Дополнительные школы создавались обычно для рабочих одной профессии, к потребностям которой здесь приспосабливалось изучение всех учебных предметов. В тесной связи с концепцией трудовой школы у Кершенштейнера выступала теория гражданского воспитания, наиболее полно изложенная в книгах «Понятие гражданского воспитания» («Der Begriff der staatsbürgerlichen Erziehung», 1910) и «Понятие трудовой школы» («Der Begriff der Arbeitsschule», 1912). В них Кершенштейнер рассматривал народную школу и армию как наиболее действенные государственные воспитательные институты. Реализуя свои идеи, Кершенштейнер перестроил учебные планы народных школ Мюнхена, отводя большое место в них практической математике, естествознанию и рисованию. Реформаторские идеи Кершенштейнера оказали значительное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики в Европе первых десятилетий 20 в.