Пенитенциарная педагогика
Пенитенциа́рная педаго́гика (от лат. poenitentia – раскаяние), отрасль педагогической науки, исследующая процесс исправления преступников, осуждённых, как правило, к лишению свободы. Термин «пенитенциарная педагогика» введён в России в 1990-е гг., ранее употреблялось понятие «исправительно-трудовая педагогика». Её основы заложены в 19 в. в первом курсе тюрьмоведения, разработанном профессором И. Я. Фойницким (1883) для студентов-юристов Санкт-Петербургского университета; в книгах «Основы тюремного дела» Н. Ф. Лучинского (1904), «Очерки тюрьмоведения» С. В. Познышева (1913), трудах А. А. Пионтковского, Н. С. Таганцева, П. И. Люблинского и других российских юристов отражены вопросы религиозно-нравственного, умственного, физического воспитания заключённых, средств и методов воздействия на них. А. Я. Герд разработал педагогическую систему перевоспитания заключённых, которую применял в основанной им Санкт-Петербургской колонии для несовершеннолетних правонарушителей (1871). Одним из основоположников советской пенитенциарной педагогики считается А. С. Макаренко. В 1930–1950-х гг. пенитенциарная педагогика практически не развивалась. В начале 1960-х гг. под руководством российского юриста Б. С. Утевского разработан первый курс исправительно-трудовой педагогики для специальных учебных заведений МВД.
Под процессом исправления в пенитенциарной педагогике понимается формирование у осуждённых правопослушного поведения, а под результатом исправления – отказ осуждённых от совершения повторных преступлений как в условиях пенитенциарного учреждения, так и после освобождения из него. Специфика процесса исправления состоит в том, что он происходит в рамках исполнения уголовного наказания, в продолжительности исправительного процесса, в условиях концентрации в одном месте лиц с криминальными наклонностями и специфической субкультурой, затрудняющими воспитатательную работу с ними. В зависимости от тяжести совершённого преступления и степени педагогической запущенности личности преступника виды уголовных наказаний, не связанные с лишением свободы (штраф, обязательные работы, исправительные работы и др.), также могут достигать цели исправления.
Пенитенциарная педагогика основывается на интеллектуальном, нравственном, правовом, трудовом, религиозном, физическом и иных видах воспитания, на повышении общего и профессионального уровня образования осуждённых. Педагогическое стимулирование осуждённых к исправлению, наряду с воспитательными методами (беседа, убеждение, внушение, принуждение, личный пример и др.) и комплексом поощрений и наказаний, опирается на «прогрессивную систему», сущность которой состоит в улучшении условий отбывания наказания осуждённых (вплоть до досрочного освобождения) в зависимости от степени их исправления.
Пенитенциарные системы за рубежом отличаются разнообразием подходов к исправительному процессу. Например, в США система тюрем в качестве основной задачи осуществляет защиту общества путём содержания преступников в местах лишения свободы под надёжной охраной, в гуманных и безопасных условиях, предоставляя возможности для самосовершенствования и помощь в становлении законопослушными гражданами; в ФРГ организация исполнения наказаний преследует цель формирования у осуждённого социальной ответственности за своё поведение и навыков жизни в обществе без нарушения законов; Франция, наряду с другими западно-европейскими государствами, весьма осторожно применяет наказания, связанные с лишением свободы (существуют только для исправления социально опасных лиц), режим в тюрьмах рассматривается как средство перевоспитания осуждённых и возвращения их к нормальной жизни в обществе. Общемировой тенденцией в пенитенциарно-педагогической теории и практике следует признать поиск наказаний, альтернативных лишению свободы, организацию эффективной исправительной среды в пенитенциарных учреждениях, профессиональную подготовку пенитенциарных педагогов, привлечение общественных, благотворительных, религиозных организаций к исправлению преступников.